Доклад руководителя Пензенского УФАС России
06 февраля 2019, 15:22
Тип документа:
Доклады

«Новеллы в законодательстве о рекламе»

Как уже известно антимонопольный орган в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. В рамках своих полномочий: проводит проверки рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, предупреждает и пресекает факты ненадлежащей (недобросовестной, недостоверной) рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Принимает по результатам рассмотрения возбужденных дел решения, выдает предписания о прекращении нарушений ФЗ «О рекламе», возбуждает и рассматривает административные дела.

Целями Федерального закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

То есть отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах, то есть реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Распространение ненадлежащей, то есть недобросовестной, недостоверной рекламы, нарушающей общие и специальные законодательные требования, может быть направлено на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, а также способно причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. В этом случае ненадлежащую рекламу следует рассматривать как особую форму недобросовестной конкуренции.

Сегодня мы рассмотрим несколько изменений, вступивших в законную силу в 2018 году, с учетом разъяснений ФАС России.

С учетом вышеуказанных изменений в Федеральный Закон о рекламе  ФАС России  дополнительно в адрес территориальных органов направлены разъяснения относительно следующего.

Данная норма не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. В связи с чем, в общем объеме  рекламы, распространяемой в телепрограммах, не учитывается продолжительность распространения социальной рекламы, предвыборной агитации, в том числе кандидатов в Президенты Российской Федерации, и информации избирательных комиссий о проведении выборов.

Достаточно много вопросов возникает при рассмотрении нарушений по части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с указанной нормой не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов, религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской  Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Всегда возникает вопрос отнесения такой рекламы к нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе. При этом очевидно восприятие одной и той же информации каждым индивидуумом в отдельности. Возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения. Для оценки  такой рекламы антимонопольными органами проводятся опросы, при этом результаты не являются единственным доказательством. Также учитывается мнение экспертного совета, созданного при территориальном органе.

3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе оборотной стороне таких документов.

При этом положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой согласно статье 3 Закона о рекламе является информация, распространенная любым способом, в любой сфере и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-иформационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона о рекламе, не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 закона  рекламе возлагается на рекламораспростанителя.

В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или  отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Кроме того, согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Довольно часто возникают вопросы об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников.

Использование  образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе: медицинских услуг; средств личной гигиены.

При  этом, реклама любых товаров с использованием образов медицинских работников допускается в случае, если указанная реклама распространяется исключительно: в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Таким образом, в случае, если  в рекламе учебного заведения, осуществляющего  подготовку  медицинских работников, объектом рекламирования выступают образовательные услуги, использование в указанной рекламе образов медицинских работников допускается исключительно в случае, если указанная реклама распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Также необходимо отметить, что запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но и любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.

При этом следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.

Хотелось бы также отметить об изменениях в Федеральный закон о рекламе, вступивших в законную силу  с 3 августа 2018 года. Изменения касаются части 3 статьи 14 Закона о рекламе, увеличивающие общую доступную продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы с пятнадцати до двадцати процентов времени вещания в течение часа, но при этом также устанавливается, что продолжительность рекламы, распространяемой в телепрограмме, не должна превышать пятнадцать процентов времени вещания в течении суток.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 1 и частью 6 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» с учетом внесенных изменений в статьи 14 и 15 в детских теле и радиопередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 Закона о рекламе. Данное ограничение не распространяется на спонсорскую  рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции венного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации.

Также хотелось бы немного остановиться о распространении рекламы безалкогольного пива  на радио.

Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 данной статьи),  при кино-и видеообслуживании.

Таким образом, распространение рекламы пива в радиопрограммах ограниченно допускается.

Специфика распространения рекламы на радио не предусматривает наличия в рекламе безалкогольного пива пиктограммы, в которой указывается на безалкогольный характер напитка, предусмотренной  для рекламы с наличием видеоряда.

При оценке рекламы безалкогольного пива, распространяемой в радиопрограммах, следует исходить из доступности восприятия в указанной рекламе указания на то, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво.

Данное указание на безалкогольный характер напитка должно быть доведено до потребителя рекламы в аудиоряде рекламного ролика четким и разборчивым текстом (голосом).

С 30.07.2018 года  вступили в силу изменения в пункт 6 статьи 7 Закона о рекламе, устанавливающие запрет на размещение (распространение) рекламы работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и распространению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Таким образом, в целях установления факта нарушения требований пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе в рекламе работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или)  оказания услуг, антимонопольные органы должны располагать информацией о наличии одного из следующих обстоятельств: оказание рекламных услуг осуществляется  лицом, не имеющим аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации); оказание рекламных услуг осуществляется   аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи  об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Следовательно, по смыслу указанных норм, юридические лица, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов ( за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданский авиации) впервые осуществлять указанную деятельность исключительно после получения аккредитации в порядке, установленном Федеральном законе «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

С 11.11.2018 вступили в силу изменения в статью 7 Закона о рекламе. Статья 7 дополнена пунктом 10, устанавливающим запрет рекламы услуг по подготовке  и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовительных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Приложенные файлы
Доклад_руководителя-1551356096.doc (52,0 КБ)
Наверх