Доклад - Правоприменительная практика Пензенского УФАС России о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны органов власти
13 мая 2019, 17:37
Тип документа:
Доклады

Правоприменительная практика Пензенского УФАС России о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны органов власти.

Практика Пензенского УФАС России за последние три года показала, что количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, органов местного самоуправления снижается, но тем не менее остается достаточно высоким.

В качестве примера приведена таблица ниже.

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Всего дел: в т.ч. по статьям

32

19

9

Ст.15

0

1

1

Ст. 16

4

1

7

Ст.17

23

16

1

Ст.17.1

5

1

0

предупреждение по ст. 15

 

13

 

23

 

22

 

В последние годы в деятельности ФАС России четко прослеживается тенденция перехода от чисто пресекательной деятельности к предупредительному контролю.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации на принятие актов и (или) совершение действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При этом, указанный выше перечень, не является исчерпывающим, поскольку антимонопольный орган вправе квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства и в иных действиях органов публичной власти, не поименованных в п. п. 1 - 10 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

В 2018 году в Пензенское УФАС России поступило 31 заявление по статье 15 Закона «О защите конкуренции», что на 29 % больше по сравнению с 2017 годом. В 2016 поступило 31 заявление.

В отчетном периоде установлено 23 факта нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», что на 4 % меньше по сравнению с количеством аналогичных нарушений выявленных в предыдущем отчетном периоде.

Выдано 22 предупреждения, 18 из которых исполнено, 2 находятся в стадии исполнения. В связи с неисполнением 2 предупреждений возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Данный показатель работы управления незначительно уступает показателю 2017 года (23), но на 70% превышает показатель 2016 (13).

В разрезе видов нарушений статьи 15 выявлены следующие нарушения:

В разрезе видов нарушений статьи 15 выявлены следующие виды нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам –  6;

незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 8;

создание дискриминационных условий – 3;

         установление ограничений при выборе продавцов – 6.

 

Статья 15 Закона о защите конкуренции

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в частности:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

Исходя из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при рассмотрении вопроса о признании незаконными действий (бездействия) органов власти антимонопольному органу необходимо доказать, что такие действия (бездействие) не только не соответствуют федеральному закону, но и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Примеры:

  1. Перевозчику, осуществляющему перевозку по нерегулируемому тарифу, на основании статьи 78 Бюджетного кодекса РФ,  с учетом статьи 20 Федерального закона № 220-ФЗ, может предоставляться субсидия только на недополученные (выпадающие) доходы на льготную категорию граждан.

В нарушение указанных норм, транспортной компании предоставлялись субсидии на возмещение части затрат по организации пассажирских перевозок автобусами на маршрутах транспорта общего пользования, которая определялась как разница между понесенными организацией фактическими затратами на оказание услуг и доходами Общества.

Таким образом, предоставление в нарушение действующего законодательства субсидий на возмещение затрат, предоставляет Обществу неконкурентные преимущества при осуществлении деятельности на товарном рынке, ставя в привилегированное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, действующим (желающим осуществлять деятельность) на данном товарном рынке, что приводит (может привести) к ограничению, устранению конкуренции.

  1. Действия органа власти, выразившееся в отказе в перечисления социальных пособий на счет, открытый в определенном банке, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Размещение на официальном сайте органа власти информации об оказании услуг определенным хозяйствующим субъектом.
  3. Не выполнение предусмотренной законом обязанности, по установлению тарифа и проведению конкурентной процедуры по определению тарифа на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
  4. Непроведение со стороны ОМС в установленный срок конкурса по отбору управляющей организации.
  5. Распространение в отношении хозяйствующего субъекта информации, несоответствующей действительности, понуждение к расторжению договоров с определенным хозяйствующим субъектом, либо наоборот,  дача указаний о заключении договоров с определенным лицом.
  6. Предоставление муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа.
  7. Нарушения при организации проведения ярмарок.

Постановление Правительства Пензенской обл. от 26.03.2010 N 155-пП

"Об утверждении порядка организации ярмарок на территории Пензенской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них".

Согласно пункту 1.1 раздела 1 Порядка ярмарки организуются органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки) вне пределов розничных рынков.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области организуют ярмарки на земельных участках, находящихся в их ведении, в соответствии с утверждаемой ими схемой размещения ярмарок.

Таким образом, на земельных участках, находящихся в ведении органа местного самоуправления, организатором ярмарок выступает орган местного самоуправления.

Практически повсеместно приняты акты ОМС о наделении полномочиями организатора ярмарок – тех или иных хозяйствующих субъектов.

 

По статье 16 Закона «О защите конкуренции» в 2018 г. возбуждено 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства (в 2017 - 5, в 2016 - 4), количество признанных фактов нарушений – 7 (в 2017 году установлен 1 факт нарушения), выдано 6 предписаний (в 2017 - 2, в 2016 - 10), 4 из которых исполнены, 2 находятся на исполнении.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Соглашение может быть как устным так и письменным.

Состав:

- нарушение действующего законодательства,

- последствия в виде ограничения, устранения, недопущения конкуренции (возможность наступления таких последствий).

О наличии соглашения между органом власти и хозяйствующим субъектом как правило свидетельствует последовательность действий органа власти и хозяйствующего субъекта, которые в итоге приводят к данным последствиям.

 Примеры:

  1. В 2018 году Пензенским УФАС России был рассмотрено 3 дела по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (3-09/35-2017, 3-09/44-2017, 3-09/48-2017), связанных с нарушением органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами при выкупе зданий школ, детских садов за счет субсидий из федерального и местного бюджетов.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

В рамках реализации указанной программы между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 29.02.2016 № 112-пП утверждена программа Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года» (далее – Программа «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области», Программа).

Программа «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области» разработана в целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы", постановления Правительства Пензенской области от 30 октября 2013 г. N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы" (с последующими изменениями) (далее – Постановление от 30.10.2013 № 804-пП).

Постановление от 30.10.2013 № 804-пП в качестве условий предоставления субсидии предусматривает как строительство зданий дошкольных образовательных организаций, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования, так и приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования.

Постановлением Правительства Пензенской области от 29.02.2016 № 112- пП утверждена программа Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года».

По рассматриваемым Пензенским УФАС России делам, в качестве способа реализации указанных Программ предусматривалось строительство образовательных учреждений.

В соответствии Программой предусматривается, что размещение заказа на выполнение работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Органами власти, в нарушение пункта 17 статьи 39.16 и пункта 14 части 8 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ земельные участки (находящийся в муниципальной собственности), предназначенные для размещения объектов местного значения (школ, детских садов), выставлялись на аукцион для передачи в аренду третьим лицам.

При этом, аукционная документация не содержала информации о планируемом выкупе в муниципальную собственность объекта, построенного на передаваемом в аренду земельном участке, о стоимости данного объекта, о сроках в которые предполагалось осуществить строительство объекта, а затем его выкуп, о требованиях к его строительству (включая наличие проектной документации, материалов и т.д.).

В случае проведения в соответствии с  действующим законодательством торгов на строительство образовательного учреждения, данная информация была бы обязательна к размещению в открытом доступе в составе документации.

Отсутствие указанной информации, а также четких гарантий получения денежных средств, за выполненные работы по строительству объекта, привели к невозможности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по строительству объектов капитального строительства принять участие в конкурентной борьбе за строительство данного объекта и выйти на соответствующий товарный рынок.

После передачи в аренду земельного участка, органы власти выдавали арендатору разрешение на строительство образовательного учреждения.

Вместе с тем, разрешение на строительство указанных объектов выдавалось хозяйствующим субъектам, не имеющим соответствующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следовательно, при проведении органами власти аукционов на строительство образовательных учреждений в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ указанные лица не были бы допущены к участию в аукционе, в связи с отсутствием указанных документов.

Во всех случаях органами власти осуществлялось приобретение зданий на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ и заключены договоры купли-продажи объектов с единственным поставщиком (арендатором земельного участка).

При этом, изменения в Программы в части способа их исполнения, а именно, замены строительства объекта на его выкуп (приобретение уже построенного объекта) осуществлялось после приобретения объекта у арендатора земельного участка.

Финансирование приобретения зданий детских школьных и дошкольных учреждений, месторасположение которых было заранее определено, предоставлены земельные участки под строительство по заранее определенному адресу с целью последующего выкупа производилось «в обход» конкурентных процедур по строительству данных объектов в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Неиспользование предусмотренных законодательством конкурентных процедур по строительству зданий детских дошкольных и школьных учреждений ограничивает конкуренцию на рынке строительных работ.

После принятия Пензенским УФАС России решений, в соответствии с которыми рассматриваемые действия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, органы власти отказались от реализации программы с использованием неконкурентного способа определения победителя.

Реализация программы Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года» осуществляется путем проведения органами власти аукционов на строительство образовательных учреждений в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

 

2. Предоставление в аренду земельных участков на торгах с одним видом разрешенного использования, затем вид разрешенного использования меняется.

Внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (пункт 17 статьи 39.8 ЗК РФ).

Согласно части 2. Статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

 

3. «Дробление закупок» с целью ухода от конкурентной процедуры определения победителя.

Когда в один день или с небольшим интервалом заключаются договоры (как правило с одним и тем же лицом) на тождественные виды работ (ремонт автомобильных дорог, содержание автодорог – делится дорога; ремонт здания – 1 и 2 этаж отдельно, монтаж оборудования),

44-ФЗ предусматривает возможность заключение прямого договора с единственным поставщиком на сумму до 100 000 рублей.

По содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая, в целях ухода от проведения конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Определяющее значение здесь имеет:

- потребность заказчика,

- время доведения лимитов.

Если у заказчика потребность в выполнении всего объема работ, предусмотренного всеми заключенными договорами, и лимиты доведены своевременно, следовательно, заказчик искусственно дробит закупку.

 

4.      Изменение условий контракта в целях обеспечения продолжения его исполнения со стороны Поставщика, что в свою очередь обеспечивает для хозяйствующего субъекта необоснованные конкурентные преимущества.

Заказчиком принят и оплачен Товар не допустимый к обращению на территории Российской Федерации и произведенный субъектом в отсутствие соответствующего разрешения.

 

По статье 17 Закона «О защите конкуренции» возбуждено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства, что составляет 24 % от аналогичного показателя 2017 года (25, в 2016 - 33), количество признанных фактов нарушений – 2, что на 90 % меньше чем 2017 году (22, в 2016 - 32). Выдано 3 предписания, что составляет 15% от аналогичного показателя 2017 года (20, в 2016 - 26).

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Примеры рассмотренных дел.

  1. Выполнение хозяйствующим субъектом по договоренности с Заказчиком работ, до заключения контракта.

При рассмотрении дела установлено, что в результате предварительного начала проведения работ иные участники рынка, даже при желании заключить контракт, не имели бы возможности участвовать в аукционе, поскольку часть работ уже была выполнена по согласованию с Заказчиком, что может указывать на ограничение конкуренции в результате реализации указанного соглашения.

 

  1. Установление в документации требований к товару, не предусмотренных действующим законодательством.

Проведение закупки на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно аукционной документации, предметом контракта являлось приобретения сразу 4 однокомнатные квартиры. Кроме того, документацией были установлены конкретные требования к отделке квартир, а именно:  на потолках обои под покраску, отделка стен в жилых комнатах, прихожей – гипсо-картоновый лист (ГКЛ) с последующей оклейкой обоями; отделка стен в кухнях – ГКЛ с последующей оклейкой обоями; внутренние двери – ламинированные и т.д. Также, согласно документации, заказчик приобретает квартиры в здании, построенном не ранее 2014 года.

Решением антимонопольного органа действия Администрации по установлению в техническом задании Документации конкретных требований к объектам закупки, а также включению в состав одного лота Аукциона 4-х квартир были признаны нарушением  частей 1, 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

        

3. Объединение в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

- Включение в предмет закупки работ по содержанию автомобильных дорог как в летнее, так и в зимнее время.

- Содержание дорог в разных районах области.

  1. Предъявление к участникам закупки требований, которые не предусмотрены законодательством.

При проведении аукциона на капитальный ремонт здания установлены следующие требования к деловой репутации участника:

- наличие производственных мощностей (зданий, сооружений, офисов, гаражей, производственных помещений) в собственности или в аренде.,

- копии отзывов, благодарственных писем (от каких лиц, за выполнение каких работ?).

Предъявление требования о предоставлении копии свидетельства СРО (вправе  требовать только выписку из реестра членов СРО).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

В силу чч. 9, 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции преимущественное право на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок предоставлено арендатору только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключен в порядке, предусмотренном чч. 1 и 3 указанной статьи, то есть по результатам проведения конкурса или аукциона. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 "(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)

Срок договоров в отношении имущества, включенного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса"

В соответствии с пунктом 31 (105) Правил в извещении о проведении конкурса (аукциона) указывается срок действия договора, который определяется организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно в соответствии с принципом свободы договора, который декларируется статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор на определенных условиях предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством сторон.

Пунктом 39 (113) Правил предусмотрено положение о том, что указываемый в конкурсной документации (документации об аукционе) срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, предусмотренного Законом (Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации"), должен составлять не менее пяти лет.

На основании вышеизложенного, заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, не включенного в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возможно на любой срок.

 

 

 

Приложенные файлы
Доклад__Правоприменительная_практика-1559213457.doc (108,0 КБ)
Наверх