Доклад - Правоприменительная практика Пензенского УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
12 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Статистика рассмотрения Пензенским УФАС России жалоб в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ):

 

2018 год

2019 год

1-й квартал
2020 года

ВСЕГО ПОСТУПИЛО

31

35

20

ВОЗВРАЩЕНО/ ПЕРЕНАПРАВЛЕНО

14

7

8

РАССМОТРЕНО

17

28

12

из них:

 

 

 

ПРИЗНАНО НЕОБОСНОВАННЫМИ

4

13

6

ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМИ

11

10

4

ПРЕКРАЩЕНО РАССМОТРЕНИЕ

2

5

2

ПРОЦЕНТ

ОБОСНОВАННЫХ ЖАЛОБ

65%

36%

33%

 

Осуществление закупок отдельными видами юридических лиц

в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
 

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указы) с 30 марта по 30 апреля 2020 года на территории Российской Федерации установлены нерабочие дни.

 

Исчисление сроков, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, в связи с установлением Президентом Российской Федерации нерабочих дней.

1. Сроки, предусмотренные Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении указанных сроков.

2. Если последний день срока, исчисляемого в соответствии с Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, приходится на нерабочий день, установленный Указами Президента Российской Федерации, днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случаев, если последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем).

Документы: Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ.

 

Порядок рассмотрения жалоб и обращений.

Указами Президента Российской Федерации определен перечень организаций, на которые не распространяется действие Указов, а также установлена необходимость органам государственной власти и органам местного самоуправления продолжать функционирование.

В установленный Указами период ФАС России и ее территориальные органы, обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении в соответствии со статьей 5 Закон № 223-ФЗ и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалоб (обращений) на действия субъектов контроля при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для нужд отдельных видов юридических лиц, а также рассмотрения обращений о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков  исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя.

Дистанционное проведение контрольных мероприятий не распространяется на обжалование закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или такие сведения содержатся в документации о закупке, проекте контракта (договора). Такие контрольные мероприятия проводятся в очном режиме.

Принять участие в рассмотрении жалобы (обращения) можно посредством интернет-видеоконференции.

Документы: письмо ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20.

 

Изменения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

С 28 марта 2020 года самозанятые граждане получили те же преимущества при закупках по Закону № 223-ФЗ, что есть у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, согласно внесенным изменениям положения Закона № 223-ФЗ, касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Для подтверждения соответствия участника закупки критериям отнесения к физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», необходимо будет представить справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, формируемой с использованием функционала Мобильного приложения «Мой налог».

Документы: Федеральный закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ, проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (подготовлен Минфином России).

 

Что еще планируется изменить в законодательстве в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФАС России неоднократно заявляла о необходимости сблизить правовое регулирование закупок по Закону № 223-ФЗ с правилами госзакупок. Для реализации своих предложений антимонопольная служба подготовила проект очередных поправок, которые существенно дополнят Закон № 223-ФЗ. Ниже приведены основные поправки, планируемые к принятию.

 

При размещении закупок придется использовать КТРУ

Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета закупки надо будет излагать в соответствии с КТРУ. Можно будет указать и дополнительные характеристики, однако их необходимость придется обосновать.

 

Нужно будет обосновать максимальную цену договора

В документацию необходимо будет включить обоснование НМЦД или цены единицы товара, работы или услуги для закупок с неизвестным объемом.

 

Будут предъявлять больше требований к участникам конкурентных закупок

В ряде случаев нужно будет установить требование к наличию опыта исполнения договоров по Закону № 223-ФЗ и госконтрактов.

 

Изменят правила обеспечения заявок и обеспечения исполнения договоров

Если в закупке будут предусмотрены обеспечение заявок и обеспечение исполнения договоров, в документации надо будет установить их размер, срок и порядок предоставления.

Предоставить обеспечение заявки на участие в конкурентной процедуре можно будет только в виде денег или банковской гарантии. Возможность прибегнуть к другим способам, установленным в ГК РФ, хотят исключить.

Банковские гарантии, предоставляемые в обеспечение заявок и исполнения договора, должны будут соответствовать тем же требованиям, что и гарантии по Закону № 44-ФЗ.

 

Уточнят требования к содержанию заявки на участие в закупке

В законе хотят закрепить перечень сведений, которые заказчик вправе запросить, в частности:

- наименование, адрес и учредительный документ - для юрлица, Ф.И.О., паспортные данные и место жительства - для ИП;

- ИНН участника закупки, а также для юрлица - ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;

- документ, подтверждающий полномочия действовать от имени участника закупки;

- декларация о том, что участник является СМСП, если таких сведений нет в едином реестре СМСП;

- документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, если эта информация не является общедоступной;

- декларация о соответствии участника единым требованиям.

Иные документы и информацию требовать будет нельзя.

 

Ограничат объем неконкурентных процедур

Годовой объем неконкурентных закупок, кроме закупок у единственного поставщика, не должен будет превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика.

 

Для закупок у единственного поставщика предусмотрят закрытый перечень случаев

В проекте федерального закона приведено 22 случая, когда заказчик может заключить договор с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем, например:

- закупка товаров, работ или услуг в электронном магазине на сумму до 100 тыс. руб.;

- закупка товаров в электронном магазине на сумму до 300 тыс. руб.;

- закупка у монополиста или центрального депозитария;

- закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;

- закупка товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС по перечню, утвержденному правительством;

- оказание услуг по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

 

Товары можно будет закупать с помощью электронного магазина

Закупки через электронный магазин будут проводить на тех же электронных площадках, что и остальные закупки по Законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ. Площадки смогут брать плату с победителя котировочной сессии.

Информационное взаимодействие будет проходить с помощью ЕИС. При этом участник сможет разместить предложение о товаре с использованием других информационных систем. После заключения договора оператор площадки направит информацию о нем в ЕИС для включения в специальный реестр.

Заказчик сможет провести через электронный магазин как конкурентную, так и некоторые неконкурентные закупки.

При проведении неконкурентной закупки заказчик сможет:

- направить поставщику согласие на поставку товара, описание которого поставщик разместил в соответствии с КТРУ. Договор будет считаться заключенным с момента направления согласия. Цена договора не должна превышать 300 тыс. руб.;

- провести запрос ценовых предложений (котировочную сессию).

При проведении конкурентной закупки заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора на поставку товара и проект договора. Затем проводится котировочная сессия. Предложение должно содержать информацию о характеристиках товара, НМЦД, сроках и месте поставки товара. Характеристики товара должны в точности соответствовать КТРУ, а НМЦД не может превышать 50 млн руб.

 

Уточнят правила обжалования закупок

 

Ограничат возможность пожаловаться на закупку

До окончания срока подачи заявок пожаловаться на закупку сможет только участник, соответствующий требованиям документации. Если он не будет им отвечать, жалобу вернут.

После окончания срока подачи заявок пожаловаться смогут только участники, подавшие заявку. Это правило действует и сейчас.

 

Контрольный орган будет учитывать все нарушения

Проверяющие будут принимать решение с учетом всех нарушений, выявленных при рассмотрении жалобы. Сейчас антимонопольщики рассматривают только то, на что пожаловался участник.

 

Для закупок через электронный магазин определят специальный порядок обжалования

Чтобы жалобу на заказчика или оператора площадки рассмотрели в порядке, предусмотренном для закупок через электронный магазин, ее нужно подать через ЕИС в течение 5 часов с момента обжалуемого действия или бездействия.

О появлении жалобы система уведомит заказчика и оператора площадки в течение 10 минут. На подготовку и направление возражения у сторон будет 3 часа.

В течение 6 часов с момента направления жалобы контрольный орган приостановит закупку, рассмотрит жалобу и разместит в ЕИС решение и предписание (при необходимости). До этого момента заключать договор нельзя.

 

Участникам с хорошей репутацией хотят дать льготы на обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора

Для участников с высоким рейтингом деловой репутации могут снизить размер обеспечения заявки и исполнения договора. Для определения рейтинга будут учитывать:

- опыт участника закупки на основании сведений из единого реестра участников закупок;

- данные ЕИС об исполнении договоров по Закону № 223-ФЗ и госконтрактов.

 

Предлагают закрепить порядок заключения и исполнения договоров

В поправках установлено, что именно должен содержать проект договора и в какие сроки заключать договор. Так, 5 дней дадут заказчику на размещение в ЕИС проекта договора, а участнику - на подписание и размещение договора или на подготовку протокола разногласий. Разместить протокол можно будет только один раз.

Поправки определяют меры по исполнению договора и обязанности сторон. Обмениваться информацией об исполнении, изменении и расторжении договора заказчик и поставщик будут через ЕИС.

Изменить существенные условия договора в процессе его исполнения можно будет только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

 

Правительство установит дополнительные правила закупок по Закону № 223-ФЗ

В дальнейшем правительство может установить:

- доптребования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг;

- порядок оценки заявок, окончательных предложений, в том числе предельные величины значимости каждого критерия;

- правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору;

- порядок обоснования НМЦД.

 

Основные нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ

 

Наиболее часто встречающимися нарушениями Закона № 223-ФЗ являются:

- нечеткое описание предмета закупки, не позволяющее потенциальному участнику принять решение об участии в закупке;

- указание товарных знаков, фирменных наименований без возможности поставки эквивалента, при отсутствии объективных обстоятельств;

- необоснованное отклонение заявки участника закупки;

- предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, требований, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;

- установление неизмеряемых требований к участникам закупки.

- отсутствие в документации приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.

 

Как не допустить нарушений Закона № 223-ФЗ при проведении закупок.

1. При описании предмета закупки необходимо руководствоваться частью 6.1 статьи 3, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В описании предмета закупки не допускается двусмысленное толкование (использование слов «и так далее», «и другое»), использование нерасшифрованных сокращений, аббревиатур, которые не позволяют потенциальным участникам четко определить закупаемый товар, работу или услугу.

2. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Законом № 223-ФЗ определены случаи, когда допускается закупать товар с определенным товарным знаком (пункт 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). При этом необходимость приобретения товара с конкретным товарным знаком должна быть объективно обоснована, а не исходить только из желания заказчика.

3. Основания отклонения заявки участника должны быть четко прописаны в Положении о закупке участника. Требования к участникам и закупаемым товарам (работам, услугам) должны быть указаны в извещении и (или) документации о закупке.

Протокол рассмотрения заявок должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка.

Указание в протоколе о несоответствии заявки требованиям извещения (документации) без указания конкретного положения, которому такая заявка не соответствует, является нарушением и основанием для выдачи предписания об отмене протокола и о повторном рассмотрении заявок.

4. Требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должны быть указаны в документации о закупке. При рассмотрении заявок комиссии заказчика по осуществлению закупок необходимо руководствоваться только требованиями, критериями и порядком оценки, которые определены в документации.

5. При установлении в документации требований к участникам должно быть определено, каким образом участник может подтвердить его соответствие установленным требованиям.

К примеру, при установлении таких критериев, как «профессионализм» или «положительная деловая репутация», соответствие им участника закупки должно быть измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации. То есть заказчик должен определить, какие документы должен представить участник для подтверждения соответствия указанным требованиям.

6. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В настоящее время механизм предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закон № 223-ФЗ установлен Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. Применение заказчиками норм Постановления № 925 является обязательным при проведении заказчиками закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ (письмо ФАС России от 22.11.2019 № ИА/102692/19).

Таким образом, заказчики при проведении закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в обязательном порядке должны указывать порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.

Приложенные файлы
Доклад_на_ПС_223-ФЗ-1589275614.doc (116,5 КБ)
Наверх