Доклад руководителя - Правоприменительная практика Пензенского УФАС России, а также результаты контрольных мероприятий, проведенных в 2019 – первом квартале 2020 года по закупкам, осуществленным в рамках реализации национальных проектов
12 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

В начале своего выступления считаю необходимым по традиции привести некоторые статистические данные относительно практики рассмотрения Пензенским УФАС России жалоб в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

 

2019

по состоянию на 01.04.2020

ВСЕГО ПОСТУПИЛО

558 (на 67% больше 2018)

68

федеральный уровень

125

9

уровень субъекта

240

14

муниципальный уровень

193

45

ВОЗВРАЩЕНО

59

3

ОТОЗВАНО

19

6

ПРИЗНАНО НЕОБОСНОВАННЫМИ

381

45

федеральный уровень

100

5

уровень субъекта

153

10

муниципальный уровень

128

30

ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМИ

99

14

федеральный уровень

9

1

уровень субъекта

53

0

муниципальный уровень

37

13

 

 

 

ПРОЦЕНТ

ОБОСНОВАННЫХ ЖАЛОБ

21% (в 2018 – 14%)

24%

 

Далее хочу остановиться на результатах проведения Управлением контрольных мероприятий в 2019 – первом квартале 2020 года по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов на территории Пензенской области.

Пензенским УФАС России во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907, ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов Пензенским УФАС России наряду с другими территориальными управлениями осуществляются контрольные мероприятия в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в виде рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, а также проведения ежемесячно не менее пяти инициативных внеплановых проверок по таким закупкам.

Кроме того, в соответствии с приказом ФАС России от 18.07.2019 № 968/19 осуществляется еженедельный мониторинг за соблюдением положений статей 10, 11, 11.1, 14.1 – 14.8, 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при реализации национальных и федеральных проектов.

Осуществляется взаимодействие с прокуратурой и иными контрольными, надзирающими органами в рамках межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов, созданной при прокуратуре Пензенской области.

Сотрудники Управления регулярно принимают участие в заседаниях проектных комитетов по направлениям при реализации национальных проектов в качестве приглашенных лиц.

Информация об итогах проведенных в 2019 – первом квартале 2020 года контрольных мероприятий.

В рамках национального проекта «Демография» (Р):

Рассмотрено 17 жалоб на положения документации при проведении 9 закупок, из них в 2 закупках выявлены нарушения Закона о контрактной системе в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно отсутствия в проекте муниципального контракта в полном объеме Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466, неправомерное установление требований к составу заявки.

Для устранения выявленных нарушений выданы 2 предписания о внесении изменений в проект контракта при его заключении.

По выявленным фактам возбуждены 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штраф в общей сумме 6000,00 рублей).

Проведены 4 внеплановые проверки, в результате которых нарушений не выявлено.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» (N):

Рассмотрено 5 жалоб на положения документации при проведении 1 закупки, при этом выявлены нарушения Закона о контрактной системе в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно отсутствия в проекте муниципального контракта обязательных условий, а также отсутствия графика выполнения строительно-монтажных работ.

Для устранения нарушения выдано 1 предписание о внесении изменений в проект контракта при его заключении.

По указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица администрации по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штраф в размере 3000,00 рублей).

Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.

 

В рамках национального проекта «Образование» (Е):

Рассмотрено 9 жалоб (в порядке Закона о контрактной системе) на положения документации при проведении 3 закупок, из них в 1 закупке выявлены нарушения Закона о контрактной системе в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно использования «старой» редакции Закона о контрактной системе при установлении требований к составу заявки и пр.

По указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штраф в размере 3000,00 рублей).

Рассмотрено 4 жалобы (в порядке Закона 223-ФЗ) на положения документации при проведении 2 закупок, при этом выявлены нарушения при утверждении документации о закупках в части установления требований к техническим характеристикам закупаемого оборудования, а также в части размещения информации в единой информационной системе. 

Для устранения нарушения выдано 2 предписания о внесении изменений в положения документации.

По указанным фактам возбуждены 4 дела об административных правонарушениях в отношении юридического лица (заказчика), а также должностного лица по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ (штрафы на юридическое лицо в размере 5000,00 рублей – 2, на должностное лицо в размере 2000,00 рублей – 2).

Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» (F):

Рассмотрено 16 жалоб на положения документации при проведении 13 закупок, при этом выявлены нарушения в 3 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к документам, представляемым в составе заявок, требований к сроку оплаты выполненных работ, неправильное установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств в проекте контракта.

Для устранения нарушений выдано 2 предписания о внесении изменений в проект контракта при его заключении.

Проведено 20 внеплановых проверок, выявлены нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении 2 закупок выявлены нарушения, выразившиеся в утверждении документации с нарушением требований закона в части сроков оплаты за выполненные работы, а также размещении информации в единой информационной системе с нарушением требований, а также необоснованный допуск заявки.

По выявленным фактам возбуждено 3 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по частям 1.4, 2, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в размере 3000,00, 5000,00 и 15000,00 рублей).

В рамках национального проекта «Экология» (G):

Жалоб не поступало.

Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (R):

Рассмотрено 10 жалоб на положения документации при проведении 5 закупок, при этом выявлены нарушения в 2 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к составу заявки, установление мер ответственности в проекте контракта и пр.

Для устранения нарушений выдано 1 предписание о внесении изменений в проект контракта при его заключении.

Проведено 12 внеплановых проверок, выявлены нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении 2 закупок, выразившиеся также в утверждении документации с нарушением требований закона в части установления требований к составу заявки.

По выявленным фактам возбуждено 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в общей сумме 6000,00 рублей).

Дела об административных правонарушениях (в остальной части) находятся в стадии возбуждения.

В рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (L):

Рассмотрено 8 жалоб на положения документации при проведении 4 закупок, при этом выявлены нарушения в 3 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно неправильное установление порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, установления требований к составу заявки, отсутствия графика выполнения строительно-монтажных работ и пр.

Для устранения нарушений выдано 2 предписания о внесении изменений положения документации.

По выявленным фактам возбуждено 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по частям 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в общей сумме 6000,00 рублей).

Еще 1 дело об административном правонарушении находится в стадии возбуждения.

Внеплановых проверок не проводилось.

В рамках национального проекта «Наука» (S):

Рассмотрено 14 жалоб на положения документации при проведении 11 закупок, при этом выявлены нарушения в 7 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к составу заявки, установление некорректных условий о применении антидемпинговых мер, установление мер ответственности в проекте контракта и пр.

Для устранения нарушений выдано 6 предписаний.

По выявленным фактам возбуждено 5 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по частям 2, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в общей сумме 41707,00 рублей).

Дела об административных правонарушениях (в остальной части) находятся в стадии возбуждения.

Внеплановых проверок не проводилось.

В рамках национального проекта «Цифровая экономика» (D):

Жалоб не поступало.

Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.

В рамках национального проекта «Культура» (А):

Рассмотрено 13 жалоб на положения документации при проведении 7 закупкам, при этом выявлены нарушения в 2 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к составу заявки, установление мер ответственности в проекте контракта и пр.

Для устранения нарушений выдано 2 предписания о внесении изменений в проект контракта при его заключении.

Проведено 4 внеплановых проверки, выявлены нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении 1 закупки, выразившееся также в утверждении документации с нарушением требований закона в части установления требований к составу заявки.

По выявленным фактам возбуждено 1 дело об административном правонарушении в отношении должностного лица по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в размере 3000,00 рублей).

Дела об административных правонарушениях (в остальной части) находятся в стадии возбуждения.

В рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (V):

Рассмотрено 2 жалобы на положения документации по 2 закупкам, нарушений не выявлено.

Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.

 

В рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт» контрольных мероприятий не проводилось.

 

Необходимо отметить, что основным (типичным) нарушением, выявляемым при осуществлении контрольных функций по закупкам в рамках реализации национальных проектов, является утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках отдельных юридических лиц, в том числе:

нарушения статьи 30 Закона о контрактной системе:

  1. в части установления сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы на «общем» основании, при этом, закупки осуществляются для СМП и СОНКО,
  2. в части отсутствия в контрактах типовых условий, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО,

нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе:

  1. в части установления размера штрафных санкций,

нарушения статьи 110.2 Закона о контрактной системе:

  1. в части отсутствия графика выполнения работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства,

нарушения статьи 64 Закона о контрактной системе:

  1. в части установления дополнительных требований к участникам закупки без учета изменения редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99,

нарушение части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе:

  1. в части установления требования о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в составе второй части заявки.

 

В целях профилактики подобных нарушений как раз и проводятся настоящие публичные обсуждения правоприменительной практики, а также представители Управления участвуют в семинарах и подробно рассказывают о практике и рекомендациях ФАС России в рамках законодательства о контрактной системе. 

 

Кроме того, считаем необходимым организацию со стороны профильных министерств и ведомств Пензенской области оказания методической помощи и поддержки заказчикам при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, учитывая, что указанные закупки проводятся, в том числе, учреждениями образования или муниципальными образованиями, не обладающими необходимым квалифицированным персоналом. 

Приложенные файлы
Доклад_на_ПС_Демидова-1589275910.doc (116,0 КБ)
Наверх