В начале своего выступления считаю необходимым по традиции привести некоторые статистические данные относительно практики рассмотрения Пензенским УФАС России жалоб в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
2019 |
по состоянию на 01.04.2020 |
|
ВСЕГО ПОСТУПИЛО |
558 (на 67% больше 2018) |
68 |
федеральный уровень |
125 |
9 |
уровень субъекта |
240 |
14 |
муниципальный уровень |
193 |
45 |
ВОЗВРАЩЕНО |
59 |
3 |
ОТОЗВАНО |
19 |
6 |
ПРИЗНАНО НЕОБОСНОВАННЫМИ |
381 |
45 |
федеральный уровень |
100 |
5 |
уровень субъекта |
153 |
10 |
муниципальный уровень |
128 |
30 |
ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМИ |
99 |
14 |
федеральный уровень |
9 |
1 |
уровень субъекта |
53 |
0 |
муниципальный уровень |
37 |
13 |
|
|
|
ПРОЦЕНТ ОБОСНОВАННЫХ ЖАЛОБ |
21% (в 2018 – 14%) |
24% |
Пензенским УФАС России во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907, ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов Пензенским УФАС России наряду с другими территориальными управлениями осуществляются контрольные мероприятия в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в виде рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, а также проведения ежемесячно не менее пяти инициативных внеплановых проверок по таким закупкам.
Кроме того, в соответствии с приказом ФАС России от 18.07.2019 № 968/19 осуществляется еженедельный мониторинг за соблюдением положений статей 10, 11, 11.1, 14.1 – 14.8, 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при реализации национальных и федеральных проектов.
Осуществляется взаимодействие с прокуратурой и иными контрольными, надзирающими органами в рамках межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов, созданной при прокуратуре Пензенской области.
Сотрудники Управления регулярно принимают участие в заседаниях проектных комитетов по направлениям при реализации национальных проектов в качестве приглашенных лиц.
Информация об итогах проведенных в 2019 – первом квартале 2020 года контрольных мероприятий.
В рамках национального проекта «Демография» (Р):
Рассмотрено 17 жалоб на положения документации при проведении 9 закупок, из них в 2 закупках выявлены нарушения Закона о контрактной системе в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно отсутствия в проекте муниципального контракта в полном объеме Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466, неправомерное установление требований к составу заявки.
Для устранения выявленных нарушений выданы 2 предписания о внесении изменений в проект контракта при его заключении.
По выявленным фактам возбуждены 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штраф в общей сумме 6000,00 рублей).
Проведены 4 внеплановые проверки, в результате которых нарушений не выявлено.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» (N):
Рассмотрено 5 жалоб на положения документации при проведении 1 закупки, при этом выявлены нарушения Закона о контрактной системе в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно отсутствия в проекте муниципального контракта обязательных условий, а также отсутствия графика выполнения строительно-монтажных работ.
Для устранения нарушения выдано 1 предписание о внесении изменений в проект контракта при его заключении.
По указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица администрации по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штраф в размере 3000,00 рублей).
Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.
В рамках национального проекта «Образование» (Е):
Рассмотрено 9 жалоб (в порядке Закона о контрактной системе) на положения документации при проведении 3 закупок, из них в 1 закупке выявлены нарушения Закона о контрактной системе в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно использования «старой» редакции Закона о контрактной системе при установлении требований к составу заявки и пр.
По указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штраф в размере 3000,00 рублей).
Рассмотрено 4 жалобы (в порядке Закона 223-ФЗ) на положения документации при проведении 2 закупок, при этом выявлены нарушения при утверждении документации о закупках в части установления требований к техническим характеристикам закупаемого оборудования, а также в части размещения информации в единой информационной системе.
Для устранения нарушения выдано 2 предписания о внесении изменений в положения документации.
По указанным фактам возбуждены 4 дела об административных правонарушениях в отношении юридического лица (заказчика), а также должностного лица по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ (штрафы на юридическое лицо в размере 5000,00 рублей – 2, на должностное лицо в размере 2000,00 рублей – 2).
Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.
В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» (F):
Рассмотрено 16 жалоб на положения документации при проведении 13 закупок, при этом выявлены нарушения в 3 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к документам, представляемым в составе заявок, требований к сроку оплаты выполненных работ, неправильное установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств в проекте контракта.
Для устранения нарушений выдано 2 предписания о внесении изменений в проект контракта при его заключении.
Проведено 20 внеплановых проверок, выявлены нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении 2 закупок выявлены нарушения, выразившиеся в утверждении документации с нарушением требований закона в части сроков оплаты за выполненные работы, а также размещении информации в единой информационной системе с нарушением требований, а также необоснованный допуск заявки.
По выявленным фактам возбуждено 3 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по частям 1.4, 2, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в размере 3000,00, 5000,00 и 15000,00 рублей).
В рамках национального проекта «Экология» (G):
Жалоб не поступало.
Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (R):
Рассмотрено 10 жалоб на положения документации при проведении 5 закупок, при этом выявлены нарушения в 2 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к составу заявки, установление мер ответственности в проекте контракта и пр.
Для устранения нарушений выдано 1 предписание о внесении изменений в проект контракта при его заключении.
Проведено 12 внеплановых проверок, выявлены нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении 2 закупок, выразившиеся также в утверждении документации с нарушением требований закона в части установления требований к составу заявки.
По выявленным фактам возбуждено 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в общей сумме 6000,00 рублей).
Дела об административных правонарушениях (в остальной части) находятся в стадии возбуждения.
В рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (L):
Рассмотрено 8 жалоб на положения документации при проведении 4 закупок, при этом выявлены нарушения в 3 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно неправильное установление порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, установления требований к составу заявки, отсутствия графика выполнения строительно-монтажных работ и пр.
Для устранения нарушений выдано 2 предписания о внесении изменений положения документации.
По выявленным фактам возбуждено 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по частям 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в общей сумме 6000,00 рублей).
Еще 1 дело об административном правонарушении находится в стадии возбуждения.
Внеплановых проверок не проводилось.
В рамках национального проекта «Наука» (S):
Рассмотрено 14 жалоб на положения документации при проведении 11 закупок, при этом выявлены нарушения в 7 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к составу заявки, установление некорректных условий о применении антидемпинговых мер, установление мер ответственности в проекте контракта и пр.
Для устранения нарушений выдано 6 предписаний.
По выявленным фактам возбуждено 5 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по частям 2, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в общей сумме 41707,00 рублей).
Дела об административных правонарушениях (в остальной части) находятся в стадии возбуждения.
Внеплановых проверок не проводилось.
В рамках национального проекта «Цифровая экономика» (D):
Жалоб не поступало.
Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.
В рамках национального проекта «Культура» (А):
Рассмотрено 13 жалоб на положения документации при проведении 7 закупкам, при этом выявлены нарушения в 2 закупках в части утверждения документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно требований к составу заявки, установление мер ответственности в проекте контракта и пр.
Для устранения нарушений выдано 2 предписания о внесении изменений в проект контракта при его заключении.
Проведено 4 внеплановых проверки, выявлены нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении 1 закупки, выразившееся также в утверждении документации с нарушением требований закона в части установления требований к составу заявки.
По выявленным фактам возбуждено 1 дело об административном правонарушении в отношении должностного лица по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (штрафы в размере 3000,00 рублей).
Дела об административных правонарушениях (в остальной части) находятся в стадии возбуждения.
В рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (V):
Рассмотрено 2 жалобы на положения документации по 2 закупкам, нарушений не выявлено.
Проведена 1 внеплановая проверка, в результате которой нарушений не выявлено.
В рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт» контрольных мероприятий не проводилось.
Необходимо отметить, что основным (типичным) нарушением, выявляемым при осуществлении контрольных функций по закупкам в рамках реализации национальных проектов, является утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках отдельных юридических лиц, в том числе:
нарушения статьи 30 Закона о контрактной системе:
- в части установления сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы на «общем» основании, при этом, закупки осуществляются для СМП и СОНКО,
- в части отсутствия в контрактах типовых условий, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО,
нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе:
- в части установления размера штрафных санкций,
нарушения статьи 110.2 Закона о контрактной системе:
- в части отсутствия графика выполнения работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства,
нарушения статьи 64 Закона о контрактной системе:
- в части установления дополнительных требований к участникам закупки без учета изменения редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99,
нарушение части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе:
- в части установления требования о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в составе второй части заявки.
В целях профилактики подобных нарушений как раз и проводятся настоящие публичные обсуждения правоприменительной практики, а также представители Управления участвуют в семинарах и подробно рассказывают о практике и рекомендациях ФАС России в рамках законодательства о контрактной системе.
Кроме того, считаем необходимым организацию со стороны профильных министерств и ведомств Пензенской области оказания методической помощи и поддержки заказчикам при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, учитывая, что указанные закупки проводятся, в том числе, учреждениями образования или муниципальными образованиями, не обладающими необходимым квалифицированным персоналом.