Доклад - Правоприменительная практика Пензенского УФАС России и основные изменения в сфере законодательства о контрактной системе
12 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Учитывая текущую ситуацию с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в начале своего доклада хочу немного остановиться на тех, изменениях, которые коснулись сферу госзаказа в данном контексте

 

Государственные и муниципальные закупки

в условиях распространения COVID-19

 

Порядок проведения процедур закупок во внерабочие дни

С 6 апреля по период окончания нерабочих дней в связи с коронавирусом Правительство РФ установило, в частности, что:

  • сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним НПА, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях (при этом суббота и воскресенье не учитываются);
  • при направлении участнику закупки, с которым заключается контракт, проекта контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств, предусмотренных проектом контракта, на срок, не превышающий срок, указанный в п. 1 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239;
  • члены комиссии по осуществлению закупок вправе рассматривать заявки на участие в закупке, не присутствуя лично на заседании такой комиссии и используя средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, и при условии соблюдения требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку с учетом статьи 36 Закона о контрактной системе, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции - обстоятельство непреодолимой силы, но при наличии причинно-следственной связи.

Документы: ФЗ от 24.04.2020 № 124-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443

 

Закупки у единственного поставщика в связи с коронавирусом

До 31 декабря 2020 года включительно Правительство РФ может устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Минфин России и ФАС России (18 и 19 марта 2020) рассказали о возможности госзакупок у единственного поставщика в связи с коронавирусом.

Кроме того, по мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, в связи с тем, что распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, слуг, требуемых в связи с возникновением таких обстоятельств, у единственного поставщика согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

То есть, заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Документы: ФЗ от 01.04.2020 98-ФЗ, Письмо Минфина России от 19.03.2020
24-06-06/21324, Письмо ФАС России от 18.03.2020 ИА/21684/20, совместное письмо Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в связи с коронавирусом

По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту произошло в связи с распространением коронавируса, исполнитель (поставщик, подрядчик) вправе ссылаться на данное обстоятельство, в качестве основания для освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени).

Скорректированы правила списания неустойки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. Теперь они устанавливают, в том числе, порядок списания неустойки за неисполнение обязательств по контрактам за 2020 г. из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Документы: Постановление Правительства РФ от 26.04.2020 591, совместное письмо Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 N 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20

 

Порядок рассмотрения жалоб и обращений

С начала апреля ФАС России, в том числе ТО, запустила возможность дистанционного рассмотрения жалоб и обращений о включении сведении в РНП.

Принять участие в рассмотрении жалобы (обращения) можно посредством интернет-видеоконференции.

Дистанционный порядок рассмотрения жалоб (обращений) не распространяется на обжалование закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или такие сведения содержатся в документации о закупке.

ФАС России сообщила ТО о необходимости при рассмотрении жалобы, проведении внеплановой проверки территориальному органу ФАС России устанавливать наличие причинно-следственной связи отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных до заказчика на закупку товаров (работ, услуг), и отмены закупки таких товаров (работ, услуг) с нарушением срока, установленного Законом о контрактной системе.

В случае установления такой причинно-следственной связи, предписание об устранении нарушения не выдается. Кроме того, в указанном случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В случае отсутствия указанной причинно-следственной связи необходимо выдавать предписание об отмене указанного решения заказчика и продолжении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом виновное должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

 

 

 

Теперь немного о развитии и реформировании

законодательства о контрактной системе

 

В 2020 году продолжается процесс совершенствования механизмов государственных и муниципальных закупок.

 

Часть изменений связана с ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции

98-ФЗ:

  1. Пени рассчитываются от цены контракта или от цены этапа контракта.
  2. Закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в условиях режима повышенной готовности.
  3. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
  4. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
  5. Правительство Российской Федерации определяет иные случае осуществления закупок у единственного поставщика.

ПП 443:

  1. В рамках закупок по 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях будут считаться в календарных (за исключением субботы и воскресения).
  2. Проведение аукционов, которые содержат ПСД переносить не нужно.
  3. Рассматривать заявки можно дистанционно, с составлением электронного протокола.
  4. При заключении контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств по контракту на срок, установленный как нерабочие дни.

 

 

 

Изменения в рамках совершенствования системы закупок

 

124-ФЗ:

  1. Сумма контракта по малым закупкам увеличена до 600 тыс. руб. Размер таких закупок от общего объема закупок увеличен до 10%.
  2. Комиссия заказчика обязана проверять участников закупки на факт привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП.
  3. Обеспечение исполнения контракта с 0,5% до 30%.
  4. Требование об обеспечении гарантийных обязательств право заказчика.

 

Проблемы Закона о контрактной системе и пути решения

по мнению ФАС России

 

Проблемы:

  • Установление заказчиками в документации о закупках «ловушек» для формального отклонения участников
  • Сговор на торгах
  • «Цикличность» проведения закупки

 

Предложения:

  • Установление только согласия (по аналогии с закупками строительных работ) от участника на работы (услуги) при которых поставляются товары, и при поставке товаров – ограниченный перечень характеристик на закупку (например, не более 5)
  • Проведение аукциона через 2 часа после окончания срока подачи заявок для всех видов закупок товаров, работ, услуг
  • Исключение цикличности проведения закупок

 

Развитие добросовестной конкуренции в рамках Закона о контрактной системе:

Введение рейтинга деловой репутации предпринимателей, например, высокий, базовый и низкий.

Присвоение рейтинга в ЕИС должно быть автоматическим в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов.

Использование рейтинга для:
- допуска на торги

- объективной оценки участника на торгах

- снижение размера обеспечения заявки и контракта в зависимости от рейтинга

 

Развитие электронных процедур

  • Подача жалобы и официальное уведомление участников через ЕИС
  • Вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем по контракту должна быть в ЕИС
  • Единая форма для банковской гарантии

 

Повышение качества исполнения контрактов в рамках Закона о контрактной системе

Введение универсальной предквалификации на торгах по 44-ФЗ:

  • Опыт исполнения контракта (договора) не менее 20% от НМЦК от 20 млн. руб.
  • Автоматическая проверка наличия опыта у участника закупки.

 

  • Борьба с профессиональными жалобщиками. Подать жалобу может только то лицо, которое имеет право на подачу заявки.

 

Устаревшая и затянутая процедура расторжения контракта, а также отсутствие у предпринимателей возможности защитить свои права при исполнении контракта

  • Сокращение сроков одностороннего расторжения контракта.
  • Установление закрытого перечня случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  • Установление права исполнителя обжаловать решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Основные нарушения, выявляемые в результате проведения контрольных мероприятий:

  1. нарушения порядка отбора участников закупок, т.е. необоснованный отказ или допуск заявок участников закупок;
  2. нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок в части описания объекта закупки (оборудование);
  3. нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;
  4. установление требований к участникам или иных положений документации, не предусмотренных законом, либо в старой редакции.
  5. утверждение документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе;

 

Типичным нарушением, выявляемым при осуществлении контрольных функций является утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе:

нарушения статьи 66 Закона о контрактной системе:

  • установление требования к составу первой части заявки в виде представления кроме согласия конкретных показателей товаров при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг (без поставки товара);
  • установление требования о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в составе второй части заявки.

нарушения статьи 30 Закона о контрактной системе:

  • установление сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы на «общем» основании, при этом, закупки осуществляются для СМП и СОНКО,
  • отсутствие в контрактах Типовых условий, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО,

нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе:

  • в части установления размера штрафных санкций,

нарушения статьи 110.2 Закона о контрактной системе:

  • отсутствие графика выполнения работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства,
  • отсутствие возможных видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно (строительство)

нарушение Порядка оценки заявок (Постановление № 1085):

  • При проведении закупки строительных работ в качестве нестоимостных критериев может быть только критерий «опыт», значимость 40 %.

 

В документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

 

В заключении доклада следует отметить, что все изменения, вносимые в Закон о контрактной системе направлены на обеспечение открытости и прозрачности проведения закупок, снижение субъективизма, снижение коррупционных рисков, увеличение количества участников закупок, что в итог, естественно, должно благоприятно сказаться на развитии конкуренции в нашей стране и способствовать эффективному расходованию бюджетных средств.

Благодарю Вас за внимание и надеюсь, что представленная информация будет полезной!

Приложенные файлы
Доклад_на_ПС_Казакова-1589275802.doc (108,0 КБ)
Наверх