О целях и задачах
по развитию конкуренции на территории Пензенской области
21 декабря 2017 г. Президент РФ подписал Указ № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.
Первым пунктом Указа Президент постановил считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Указ определяет основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, в частности такие как:
- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;
- обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
- государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
- обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием.
Мероприятия Национального плана по развитию конкуренции направлены на достижение следующих ключевых показателей:
а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;
б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.
Указом определен перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.
Так в сфере здравоохранения поставлены задачи:
- снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, улучшение их доступности для граждан;
- обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
На рынке социальных услуг обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе.
В сфере дорожного строительства:
- сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год;
- исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством;
- декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.
В сфере естественных монополий:
- исключение тарифной дискриминации;
- прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования.
Президентский Указ прямо транслируется на Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, ранее утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р (ред. от 17.09.2016) (далее – Стандарт развития конкуренции).
Положениями Стандарта развития конкуренции установлено, что для достижения его целей и соблюдения принципов его внедрения, "Дорожной картой" предусматриваются системные мероприятия, в том числе выполняемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направленные на содействие развитию конкуренции для каждого из предусмотренных перечнем социально значимых и приоритетных рынков субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Пензенской области от 20.10.2016 года № 442-рП в целях внедрения Стандарта развития конкуренции, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на территории Пензенской области.
В июне 2017 подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Пензенской области.
На сегодняшний день Пензенской областью все требования Стандарта развития конкуренции выполнены:
- определен Уполномоченный орган в лице Министерства экономики Пензенской области;
- создан Коллегиальный орган, которым является Совет по развитию предпринимательства и конкуренции при Правительстве Пензенской области;
- распоряжением Губернатора Пензенской области от 18.10.2016 № 428-р определен перечень приоритетных рынков;
- распоряжением Правительства Пензенской области от 27.11.2014 № 615-рП (с последующими изменениями) разработана и утверждена «Дорожная карта» по развитию конкуренции на территории Пензенской области;
- при Губернаторе Пензенской области создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий (распоряжение Губернатора Пензенской области от 01.09.2014 № 265-р).
- Министерством экономики Пензенской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области заключены Соглашения (меморандумы) о внедрении стандарта развития конкуренции в Пензенской области.
В Рейтинге глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции подготовленным Аналитическим центром при Правительстве РФ в 2017 году по итогам 2016 года Пензенская область заняла 47 место (в 2015 – 59).
Не смотря на наличие определенных успехов в реализации Стандарта, реализация системных мероприятий, предусмотренных Стандартом, на территории Пензенской области, к сожалению, продолжает сводиться к проведению обучающих семинаров и распространению информационных материалов.
Нельзя признать эффективной работу Совета по развитию предпринимательства и конкуренции при Правительстве Пензенской области. Участие в его заседаниях представителей отраслевых министерств носит формальный характер, примеры принятых и реализованных Советом решений оказавших влияние на состояние конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках отсутствуют.
Анализы товарных рынков, проводимых антимонопольным органом, показывают, что на отдельных рынках, в том числе конкурентных, продолжают действовать предприятия с государственным и муниципальным участием. Так, например, на рынках ЖКХ, строительства, содержания и ремонта дорог, благоустройства, ритуальных услуг и т. д.
Как я отметил Президент РФ на заседании Государственного совета по вопросу развития конкуренции: «Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Однако такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России». Президент особо подчеркнул, что государственные структуры, компании с госучастием, которые занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки, что недопустимо.
Не смотря на снижение в 2017 году общего количества нарушений антимонопольного законодательства выявляемых и пресекаемых на территории Пензенской области, количество нарушений допускаемых со стороны органов власти и местного самоуправления от общего количества нарушений по-прежнему превышает 50 %.
На заседании Госсовета Президентом РФ была обозначена проблема тенденции к развитию так называемого регионального протекционизма. Мотивы таких действий понятны, сказал Президент, регионы стремятся создать благоприятные условия для местных производителей, упростить им доступ на рынок. К сожалению, проявление регионального протекционизма имеет место и на территории Пензенской области. Иногда это выражается в даче со стороны представителей органов власти прямых указаний хозяйствующим субъектам о приобретении товаров конкретных производителей. В связи с этим хочу процитировать слова В.В. Путина «местный производитель – это значит российский, не какой-то «квасной», это чрезвычайно важно». Проявление регионального протекционизма абсолютно недопустимо.
Нельзя признать эффективными и меры предпринимаемые сегодня для повышения уровня прозрачности и конкурентности при проведении закупок на территории Пензенской области. По результатам рассмотрения жалоб в рамках контроля Закона о контрактной системе Пензенским УФАС России в 2017 году практически каждая третья жалоба была признана обоснованной, т.е. в ходе проведения закупки выявлены нарушения. Причем большинство нарушений (более половины) приходится на муниципальные закупки.
Основные нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалоб:
- нарушения порядка отбора участников закупок;
- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;
- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок;
- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;
- установление требований к участникам не предусмотренных законом, либо в старой редакции.
При взаимодействии с органами прокуратуры и УФСБ установлено 5 фактов деятельности картелей на территории Пензенской области. Общая сумма контрактов, заключенных при реализации картельных соглашений на территории Пензенской области составила около 2 млрд. рублей.
Имеют место факты заключения соглашений между заказчиками (организаторами торгов) и участниками торгов.
В общем рейтинге эффективности субъектов РФ в сфере закупок по итогам 1 полугодия 2017 года Пензенская область занимает 53 место (в 2016 году – 58). Среди регионов ПФО на 11 месте (ниже Самара, Татарстан, Мордовия). При этом по уровню конкурентности при проведении закупок 38 место (2016 – 58), а по уровню экономности – 80 место (2016 – 74). Это свидетельствует о том, что участие нескольких субъектов в закупках зачастую направлено на создание видимости конкурентной борьбы. Реально никакой конкуренции нет, контракты в большинстве случаев заключаются по максимальной цене.
Считаем активное участие всех органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, бизнеса, гражданских сообществ в исполнении мероприятий, предусмотренных Дорожной картой по развитию конкуренции и Соглашением, заключенным между Правительством Пензенской области и ФАС России будет способствовать достижению целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, определенных в Указе Президента Российской Федерации 21 декабря 2017 года № 618.
В заключение хотела вновь обратиться к словам Президента РФ В.В. Путина произнесенным на Госсовете: «Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни. Задачи, которые стоят перед страной требуют максимально эффективно включиться в их решение, причём включиться всех: и гражданское общество, и бизнес, и органы власти должны вместе работать».
Доклад закончен. Спасибо за внимание.