Доклад по развитию конкуренции на территории Пензенской области
17 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

О целях и задачах

по развитию конкуренции на территории Пензенской области

 

21 декабря 2017 г. Президент РФ подписал Указ № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Первым пунктом Указа Президент постановил считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

 

 Указ определяет основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, в частности такие как:

 

- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

 

- обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

 

- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

 

- государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

 

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

 

- обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием.

 

Мероприятия Национального плана по развитию конкуренции направлены на достижение следующих ключевых показателей:

 

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

 

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

 

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

Указом определен перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.

 

Так в сфере здравоохранения поставлены задачи:

 

- снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, улучшение их доступности для граждан;

 

- обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

 

На рынке социальных услуг обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе.

 

В сфере дорожного строительства:

- сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год;

 

- исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством;

 

- декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

 

В сфере естественных монополий:

- исключение тарифной дискриминации;

- прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования.

 

Президентский Указ прямо транслируется на Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, ранее утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р (ред. от 17.09.2016) (далее – Стандарт развития конкуренции).

Положениями Стандарта развития конкуренции установлено, что для достижения его целей и соблюдения принципов его внедрения, "Дорожной картой" предусматриваются системные мероприятия, в том числе выполняемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направленные на содействие развитию конкуренции для каждого из предусмотренных перечнем социально значимых и приоритетных рынков субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Губернатора Пензенской области от 20.10.2016 года       № 442-рП в целях внедрения Стандарта развития конкуренции, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на территории Пензенской области.

В июне 2017 подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Пензенской области.

 На сегодняшний день Пензенской областью все требования Стандарта развития конкуренции выполнены:

 - определен Уполномоченный орган в лице Министерства экономики Пензенской области;

- создан Коллегиальный орган, которым является Совет по развитию предпринимательства и конкуренции при Правительстве Пензенской области;

- распоряжением Губернатора Пензенской области от 18.10.2016 № 428-р определен перечень приоритетных рынков;

-  распоряжением Правительства Пензенской области от 27.11.2014 № 615-рП (с последующими изменениями) разработана и утверждена «Дорожная карта» по развитию конкуренции на территории Пензенской области;

- при Губернаторе Пензенской области создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий (распоряжение Губернатора Пензенской области от 01.09.2014 № 265-р).

- Министерством экономики Пензенской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области заключены Соглашения (меморандумы) о внедрении стандарта развития конкуренции в Пензенской области.

В Рейтинге глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции подготовленным Аналитическим центром при Правительстве РФ в 2017 году по итогам 2016 года Пензенская область заняла 47 место (в 2015 – 59).

Не смотря на наличие определенных успехов в реализации Стандарта, реализация системных мероприятий, предусмотренных Стандартом, на территории Пензенской области, к сожалению, продолжает сводиться к проведению обучающих семинаров и распространению информационных материалов.

Нельзя признать эффективной работу Совета по развитию предпринимательства и конкуренции при Правительстве Пензенской области. Участие  в его заседаниях представителей отраслевых министерств носит формальный характер, примеры принятых и реализованных Советом решений оказавших влияние на состояние конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках отсутствуют.

Анализы товарных рынков, проводимых антимонопольным органом, показывают, что на отдельных рынках, в том числе конкурентных, продолжают действовать  предприятия с государственным и муниципальным участием. Так, например, на рынках ЖКХ, строительства, содержания и ремонта дорог, благоустройства, ритуальных услуг и т. д.

Как я отметил Президент РФ на заседании Государственного совета по вопросу развития конкуренции: «Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Однако такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России». Президент особо подчеркнул, что государственные структуры, компании с госучастием, которые занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки, что недопустимо.

Не смотря на снижение в 2017 году общего количества нарушений антимонопольного законодательства выявляемых и пресекаемых на территории Пензенской области, количество нарушений допускаемых со стороны органов власти и местного самоуправления от общего количества нарушений                 по-прежнему превышает 50 %. 

На заседании Госсовета Президентом РФ была обозначена проблема тенденции к развитию так называемого регионального протекционизма. Мотивы таких действий понятны, сказал Президент, регионы стремятся создать благоприятные условия для местных производителей, упростить им доступ на рынок. К сожалению, проявление регионального протекционизма имеет место и на территории Пензенской области. Иногда это выражается в даче со стороны представителей органов власти прямых указаний хозяйствующим субъектам о приобретении товаров конкретных производителей. В связи с этим хочу процитировать слова В.В. Путина «местный производитель – это значит российский, не какой-то «квасной», это чрезвычайно важно». Проявление регионального протекционизма абсолютно недопустимо.

 

Нельзя признать эффективными и меры предпринимаемые сегодня для повышения уровня прозрачности и конкурентности при проведении закупок на территории Пензенской области. По результатам рассмотрения жалоб в рамках контроля Закона о контрактной системе Пензенским УФАС России в 2017 году практически каждая третья жалоба была признана обоснованной, т.е. в ходе проведения закупки выявлены нарушения. Причем большинство нарушений (более половины) приходится на муниципальные закупки.

Основные нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалоб:

- нарушения порядка отбора участников закупок;

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок;

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

- установление требований к участникам не предусмотренных законом, либо в старой редакции.

 

 При взаимодействии с органами прокуратуры и УФСБ установлено 5 фактов деятельности картелей на территории Пензенской области.  Общая сумма контрактов, заключенных при реализации картельных соглашений на территории Пензенской области составила около 2 млрд. рублей.

Имеют место факты заключения соглашений между заказчиками (организаторами торгов) и участниками торгов.

В общем рейтинге эффективности субъектов РФ в сфере закупок по итогам 1 полугодия 2017 года Пензенская область занимает 53 место (в 2016 году – 58). Среди регионов ПФО на 11 месте (ниже Самара, Татарстан, Мордовия). При этом по уровню конкурентности при проведении закупок 38 место (2016 – 58), а по уровню экономности – 80 место (2016 – 74). Это свидетельствует о том, что участие нескольких субъектов в закупках зачастую направлено на создание видимости конкурентной борьбы. Реально никакой конкуренции нет, контракты в большинстве случаев заключаются по максимальной цене.

 

Считаем активное участие всех органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, бизнеса, гражданских сообществ в исполнении мероприятий, предусмотренных Дорожной картой по развитию конкуренции и Соглашением, заключенным между Правительством Пензенской области и ФАС России будет способствовать достижению целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, определенных в Указе Президента Российской Федерации 21 декабря 2017 года № 618.

В заключение хотела вновь обратиться к словам Президента РФ               В.В. Путина произнесенным на Госсовете: «Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни. Задачи, которые стоят перед страной требуют максимально эффективно включиться в их решение, причём включиться всех: и гражданское общество, и бизнес, и органы власти должны вместе работать».

Доклад закончен. Спасибо за внимание.

Наверх