Доклад «Практика применения антимонопольного законодательства на территории Пензенской области»
21 декабря 2017 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.
Приоритетным направлением деятельности федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления определено активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации.
Указ определяет основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции.
Мероприятия Национального плана по развитию конкуренции направлены на достижение следующих ключевых показателей:
- Обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.
Указом определен перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.
Президентский Указ прямо транслируется на Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, ранее утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р (ред. от 17.09.2016) (далее – Стандарт развития конкуренции).
Положениями Стандарта развития конкуренции установлено, что для достижения его целей и соблюдения принципов его внедрения, "Дорожной картой" предусматриваются системные мероприятия, в том числе выполняемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направленные на содействие развитию конкуренции для каждого из предусмотренных перечнем социально значимых и приоритетных рынков субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Пензенской области от 20.10.2016 года № 442-рП в целях внедрения Стандарта развития конкуренции, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на территории Пензенской области.
В июне 2017 подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Пензенской области.
На сегодняшний день Пензенской областью все требования Стандарта развития конкуренции выполнены:
- определен Уполномоченный орган в лице Министерства экономики Пензенской области;
- создан Коллегиальный орган, которым является Совет по развитию предпринимательства и конкуренции при Правительстве Пензенской области;
- распоряжением Губернатора Пензенской области от 18.10.2016 № 428-р определен перечень приоритетных рынков;
- распоряжением Правительства Пензенской области от 27.11.2014 № 615-рП (с последующими изменениями) разработана и утверждена «Дорожная карта» по развитию конкуренции на территории Пензенской области;
- при Губернаторе Пензенской области создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий (распоряжение Губернатора Пензенской области от 01.09.2014 № 265-р).
- Министерством экономики Пензенской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области заключены Соглашения (меморандумы) о внедрении стандарта развития конкуренции в Пензенской области.
В рамках программы Стандарта развития конкуренции на территории Пензенской области Пензенским УФАС России был проведен мониторинг состояния конкурентной среды на приоритетных товарных рынках, в том числе обозначенных в Указе Президента.
Так на рынке социальных услуг Президентом поставлена задача обеспечения возможности участия в оказании социальных услуг негосударственными организациями на недискриминационной основе.
Из информации представленной Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области следует, что общее количество организаций социального обслуживания населения в 2017 году составляло 60 организаций из них 10 организаций негосударственных.
Приказом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 8 декабря 2014 года №620-ОС утвержден комплексный план по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания в Пензенской области.
К мероприятиям данного плана относятся изучение потребности населения в социальных услугах, оказание информационной, методологической помощи социальным организациям, обеспечение информирования населения о возможностях получения социальных услуг, пропаганда и популяризация деятельности социальных организаций, ведение реестра поставщиков социальных услуг.
Право войти в реестр поставщиков социальных услуг в Пензенской области имеют как государственные, так и не государственные организации, предоставляющие социальные услуги. Критерии отбора для включения некоммерческих организаций в реестр поставщиков социальных услуг в Пензенской области аналогичны критериям включения государственных и муниципальных организаций в реестр поставщиков социальных услуг в Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 июня 2011 года №358-пП утвержден порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пензенской области социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на поддержку проектов социальных инициатив. В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 8 декабря 2017 года №581-пП по результатам работы в 2017 году гранты были выделены 46 социально ориентированным некоммерческим организациям на общую сумму 7 673,4 тыс. рублей.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 31.10.2016 № 466-рП утвержден Комплексный план мероприятий Пензенской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
10 июля 2018 года между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Пензенской области подписано Соглашение о взаимодействии по организации мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции в Пензенской области во исполнение Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618.
Взаимодействие сторон в рамках настоящего соглашения направлено на развитие и защиты конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, реализация государственной политики по развитию конкуренции в Пензенской области, повышение инвестиционной активности, повышение уровня конкуренции в государсвтенных, муниципальных и корпоративных закупках, повышение информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), содействие внедрению на территории Пензенской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
II. Cнижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
Практика Пензенского УФАС России за последние три года показала, что количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, органов местного самоуправления не снижается, но с введением с 2016 года института предупреждений снизилось количество возбужденных дел.
В качестве примера приведена таблица ниже.
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
|
Всего дел: в т.ч. по статьям |
26 |
32 |
19 |
9 |
Ст.15 |
14 |
0 |
1 |
0 |
Ст. 16 |
0 |
4 |
1 |
9 |
Ст.17 |
12 |
23 |
16 |
0 |
Ст.17.1 |
0 |
5 |
1 |
0 |
предупреждение по ст. 15 |
|
13 |
23 |
5 |
В 2017 году антиконкурентными актами и действиями властных структур были затронуты следующие товарные рынки и сферы деятельности: операции с недвижимым имуществом, включая землю; вывоз твердых бытовых отходов; строительство; перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
По статье 15 (акты и действия (бездействие) органов власти и местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции) выявлено 24 факта, содержащие признаки нарушения Закона «О защите конкуренции».
По статье 17 (соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары) в части хозяйствующих субъектов возбуждено 7 дел о нарушении антимонопольного законодательства, что на 30% меньше, чем в 2016 году; в части органов власти установлено 16 фактов нарушения, что на 17 % меньше количества за прошлый отчетный период;
1 факт нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», что составляет 25 % относительно показателя 2016 года.
По статье 17.1(особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества) Закона «О защите конкуренции» возбуждено 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства, количество признанных фактов нарушений – 1.
В 2017 году Пензенским УФАС России рассмотрено 1 дело о нарушении статьи 15 Закона «О защите конкуренции», установлен 1 факт нарушения, в связи с прекращением нарушения в добровольном порядке до принятия решения, предписание не выдавалось.
В разрезе видов нарушений статьи 15 выявлены признаки нарушений:
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам – 4;
незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 13;
создание дискриминационных условий – 5;
неправомерное указание о приобретении товара – 2.
Выданы предупреждения, которые исполнены в установленный срок.
По статье 16 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде возбуждено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства, количество признанных фактов нарушений – 1 (что на 75 % меньше, чем в 2016 году), по выявленному факту нарушения выдано 2 предписания.
По статье 17 (соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары) в части нарушений со стороны органов власти установлено 16 фактов нарушения, что значительно ниже количества выявленных нарушений за 2016 год (17%);
III. Увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.
Большинство нарушений выявлены в ходе рассмотрения жалоб, поданных на нарушение Закона о контрактной системе. Более половины приходится на муниципальные закупки.
Основные нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалоб:
- нарушения порядка отбора участников закупок;
- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;
- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок;
- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;
- установление требований к участникам не предусмотренных законом, либо в старой редакции.
Безусловно, сфера закупок для государственных и муниципальных нужд остается зоной повышенных коррупционных рисков. Зачастую вне поля зрения контролирующих органов находятся вопросы осуществления закупок товаров, работ и услуг хозяйствующими субъектами с долей участия государства.
В целях совершенствования надзора и контроля за исполнением законодательства в сфере закупок, направленного на создание условий для добросовестной конкуренции и равенства прав участников торгов, эффективного и целевого использования бюджетных средств, предотвращения, выработки совместных решений, на постоянной основе проводятся межведомственные совещания контролирующих органов.
Так мы участвуем и готовим материалы для межведомственных рабочих групп: по противодействию коррупции; по противодействию преступлениям и правонарушениям в сфере экономики при прокуроре Пензенской области.
Управлением заключены соглашения о взаимодействии с прокуратурой Пензенской области, министерством внутренних дел Пензенской области, Следственным управлением Следственного комитета по Пензенской области.
В случае выявления в ходе рассмотрения жалоб признаков неправомерного поведения должностных лиц заказчика, уполномоченного органа, членов комиссий по закупкам, специализированной организации, признаков уголовно наказуемого деяния практикуется передача указанной информации в прокуратуру, УМВД, СУ Следственного комитета по Пензенской области.
За 1 полугодие 2018 года Пензенским УФАС России переданы материалы по 3 делам в МВД по Пензенской области и по 1 делу в СУ СК по Пензенской области.
Считаем активное участие всех органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, бизнеса, гражданских сообществ в исполнении мероприятий, предусмотренных Дорожной картой по развитию конкуренции и Соглашением, заключенным между Правительством Пензенской области и ФАС России будет способствовать достижению целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, определенных в Указе Президента Российской Федерации 21 декабря 2017 года № 618.
В заключение хотела вновь обратиться к словам Президента РФ В.В. Путина произнесенным на Госсовете: «Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни. Задачи, которые стоят перед страной требуют максимально эффективно включиться в их решение, причём включиться всех: и гражданское общество, и бизнес, и органы власти должны вместе работать».