Результаты правоприменительной практики Пензенского УФАС России в сфере технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения
07 декабря 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Пензенского УФАС России в сфере технологического присоединения

к сетям инженерно-технического обеспечения

 

Уважаемые участники!

 

С 5 января 2016 года в связи с вступлением в силу изменений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольные органы перестали рассматривать заявления физических лиц о злоупотреблениях монополистов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или не связанных с ущемлением неограниченного круга потребителей.

Однако, что касается вопросов присоединения к сетям, полномочия по-прежнему в сфере антимонопольного контроля.

Законодателем определен порядок подключения газа, электричества, воды, канализации, тепла, и любое нарушение процедуры влечет административную ответственность в виде штрафа.

Дорожной картой по развитию конкуренции на территории Пензенской области (Распоряжение Правительства Пензенской области от 27.11.2014 № 615 Рп) предусмотрено усиление контроля за сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения, подключения объектов хозяйствующих субъектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Целевым показателем по данному мероприятию является снижение количества жалоб (обращений) в отношении указанных организаций минимум на 2 % к уровню предыдущего года.

Проведение анкетирования Государственным автономным образовательным учреждением Дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области», предпринимательского сообщества, показало, что в отношении сроков получения доступа к услугам субъектов естественных монополий количество респондентов, считающих неудовлетворительными сроки получения доступа к услугам энергоснабжения и связи, составило: к услугам водоснабжения и водоотведения (11,9%),  газоснабжения (7,3%), электроснабжения (7,5%) и теплоснабжения (4,9%) к услугам связи (25,6%).

Анализ поступивших Пензенское УФАС России обращений за последние 3 года по вопросам, связанным с технологическим присоединением и подключением к сетям инженерно-технического обеспечения показал, что хозяйствующие субъекты в рассматриваемый период с жалобами по указанным вопросам в Пензенское УФАС России не обращались.

Заявления физических лиц касались нарушения сроков присоединения, предъявления необоснованных требований, возложения обязанностей по выполнению мероприятий за границами участка заявителя.

При этом количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения в указанной сфере, в том числе по результатам плановых проверок, составило в 2015 году – 9 лиц, в 2016 году – 6, в 2017 году - 7.

          В рамках усиления контроля в сфере технологического присоединения, подключения объектов хозяйствующих субъектов к сетям инженерно-технического обеспечения в период с 2015 по 2017 годы проведены контрольные мероприятия в отношении 10 юридических лиц.

В 2015 году по результатам плановой выездной проверки газораспределительной организации (ОАО «Газпром газораспределение Пенза») рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Установлено, что в выданных газораспределительной организацией технических условиях отсутствовали данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий.

Доводы представителей Общества о том, что содержание технических условий определяется газораспределительной организацией на основании информации и документов, представленных заявителями, в связи с чем при непредставлении полного перечня необходимой информации заявителями, выдаваемые технические условия могут не соответствовать требованиям правил, Комиссией антимонопольного органа не приняты, поскольку Правилами технологического присоединения № 1314 не предусмотрена возможность газораспределительной организации выдавать заявителям технические условия, не соответствующие требованиям указанных Правил, в том числе, в связи с отсутствием какой-либо информации или документов в запросе заявителя.

Для всех заявителей законодательством установлен единый перечень документов и информации, подлежащих предоставлению в газораспределительную организацию при обращении с запросом о выдаче технических условий.

В соответствии с требованиями Правил технологического присоединения № 1314 в случае, если заявителем при обращении с запросом о предоставлении технических условий не представлены документы и информация, предусмотренные пунктами 7 и 8 указанных Правил, газораспределительная организации в праве оставить такой запрос без рассмотрения.

То обстоятельство, что Общество выдало рассматриваемым заявителям технические условия, свидетельствует о том, что все предусмотренные законодательством обязанности заявителей относительно требований к предоставлению ими документов и информации согласно пунктам 7 и 8 Правил указанными потребителями исполнены. Вместе с тем, газораспределительная организация поставила заявителей в неравные условия, определив и представив одним заявителям соответствующие Правилам технологического присоединения № 1314 технические условия, а иным заявителям выдало технические условия с нарушением указанных Правил.

Действия газораспределительной организации квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате нарушения установленных законодательством правил выдачи потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, которое приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц. По факту данного нарушения наложен административный штраф.

По инициативе Пензенского УФАС России в 2015 году было возбуждено дело в отношении одной из газораспределительных организаций области (ЗАО «Городищерайгаз») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлено, что газораспределительная организация при выдаче технических условий на технологическое присоединение к газораспределительным сетям взимала с потребителей плату за определение технической возможности подключения объектов капитального строительства потребителей к газораспределительным сетям.

Решением Пензенского УФАС России действия Общества, выразившиеся в установлении и взимании не предусмотренной законодательством платы при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела Обществу были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода в размере 384 395 рублей. Предписания исполнены Обществом в установленный срок.

В рамках проверок сетевых организаций в сфере электроэнергетики установлены случаи возложения на заявителей не предусмотренных законом обязанностей по выполнению мероприятий по строительству линии за пределами участка заявителя, по согласованию проекта электроснабжения с сетевой организацией в случаях, когда у заявителей нет такой обязанности, по нарушению сроков подключения к электрическим сетям.

В 2016 году проведены плановые выездные проверки в отношении двух муниципальных сетевых организаций. В ходе проверок выявлены факты нарушения предприятиями порядка технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе нарушения допущены в отношении 5 субъектов малого и среднего предпринимательства. При проведении проверки установлено, что сетевая организация определила в договорах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям Предприятия условия, противоречащие требованию пункта 25(1) Правил № 861, а именно указало точки присоединения, которые располагаются далее 25 метров от границ земельных участков заявителей. Также при проведении проверки установлены факты установления в договорах технологического присоединения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, не соответствующих требованиям пункта 16 Правил технологического присоединения №861. За указанные правонарушения на предприятие (МП «Горэлектросеть» г. Заречный) наложено два административных штрафа на общую сумму 200 000 рублей. Кроме того, Предприятию направлены Представления о прекращении противоправных действий. Представления исполнены, штрафы оплачены в полном объеме.

По результатам проверки другой сетевой организации (МУП «Горэлектросеть» г.Кузнецк) возбуждены административные дела в отношении юридического лица и должностных лиц предприятия по фактам нарушения процедуры технологического присоединения, установления существенных условий договоров технологического присоединения о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению с превышением срока, установленного пунктом 16 Правил № 861, включения в технические условия, обязанности заявителей об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств до точки присоединения (при ее нахождении за пределами границ земельного участка заявителя), включения в договоры технологического присоединения обязанностей заявителей по согласованию проекта электроснабжения с сетевой организацией. Наложенные штрафы оплачены в полном объеме.

Также по результатам плановой проверки сетевой организации (МУП «Горэлектросеть» г.Кузнецк) установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате взимания платы за переоформление документов о технологическом присоединении по неутвержденному тарифу. Данные действия совершались в отношении всех обратившихся за переоформлением документов лиц. По результатам проверки возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. После возбуждения дела в Пензенское УФАС России поступила информация об утверждении Администрацией города платы за переоформление документов о технологическом присоединении.

Кроме того, сетевой организации было выдано предупреждение о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий предоставления услуги по восстановлению (переоформлению) документов для заявителей, в результате изготовления соответствующих документов бесплатно либо за плату.

В 2016 – 2017 году юридические лица с заявлениями в отношении организаций, осуществляющих технологическое присоединение, подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения не обращались.

В 2017 году проведены плановые проверки деятельности

- ОАО «Энергоснабжающее предприятие» в сфере присоединения к электрическим сетям и сетям теплоснабжения.

- АО «Кузнецкмежрайгаз» и АО «Горгаз» в сфере деятельности по технологическому присоединению к сетям газораспределения.

По результатам проведенных проверок выдано 2 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрено 4 дела об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц, наложены штрафы (на общую сумму 170 тыс.рублей.)

По итогам проверок Пензенским УФАС России установлено, что газораспределительная организация включала проект типового договора о подключении к сети газораспределения со всеми категориями заявителей - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условия о необходимости разработки проектной документации. При этом согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), технические условия и договор о подключении не могут предусматривать какие-либо условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, связанные с обязательностью разработки проекта газоснабжения.

Включение в договор о подключении и технические условия требований о разработке проектной документации на сети газопотребления противоречит требованиям законодательства и свидетельствует о необоснованном навязывании заявителям при заключении договора подключения (технологического присоединения) объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) невыгодных условий договора.

В связи с изложенным, газораспределительной организации было выдано предупреждение о прекращении действий по навязыванию контрагентам условий договора, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора, результатом которых может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Другая газораспределительная организация вовсе на заключала договоры о технологическом присоединении, осуществляя врезку и пуск газа по договорам подряда. Плата за услуги рассчитывалась на основании утвержденных газораспределительной организацией прейскурантов.

Пензенским УФАС России данные действия квалифицированы как нарушение требований пунктов 59, 83 Правил № 1314 в результате невыполнения обязанности по заключению договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с определением всех существенных условий и несоблюдения порядка технологического присоединения при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства.

По фактам нарушений, связанным с осуществлением технологического присоединения к сетям, за 2015-2017 годы Пензенским УФАС России на должностных и юридических лиц наложено штрафов на общую сумму более 700 000 рублей. При этом необходимо отметить, что количество обращений граждан и юридических лиц в отношении сетевых организаций в части нарушения правил технологического присоединения принадлежащих заявителям объектов к электрическим сетям, значительно снизилось.

Повторно нарушения правил подключения к сетям инженерно-технического обеспечения хозяйствующими субъектами практически не допускаются.

Наверх