Доклад о ситуации на рынке нефтепродуктов на территории Пензенской области
01 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В соответствии с законодательством Российской Федерации цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий.

Ценообразование на рынке нефтепродуктов складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной альтернативы.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России и его территориальные органы осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары, в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

В свою очередь, Пензенское УФАС России в рамках своих полномочий осуществляет контроль на рынке нефтепродуктов на территории Пензенской области.

В соответствии с поручением ФАС России Пензенское УФАС России осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на все виды автомобильного бензина и дизельного топлива. Данные мониторинга направляются для анализа в Центральный Аппарат ФАС России.

В рамках проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо Пензенским УФАС России в период с апреля по май 2018г. был установлен факт повышения розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию нефтепродуктов на территории региона.

Повышение розничных цен наблюдалось как у крупных участников розничных рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива (АО «Пензанефтепродукт», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»), так и у независимых участников товарного рынка.

В целях установления причин роста розничных цен на нефтепродукты на территории Пензенской области Пензенским УФАС России у крупных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Пензенской области и занимающих доминирующее положение на данных товарных рынках, а именно у АО «Пензанефтепродукт» и ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», была запрошена информация об экономическом обосновании роста розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Анализ представленной информации показал, что повышение цен у данных хозяйствующих субъектов вызван ростом закупочных цен. Причем рост закупочных цен значительно превышает рост розничных цен.

Таким образом, рост розничных цен на АЗС Пензенской области вызван изменением общих условий обращения товара на товарном рынке, а именно ростом закупочных цен на нефтеперерабатывающих заводах.

В связи с тем, что вышеуказанные нефтеперерабатывающие заводы расположены за пределами Пензенской области и осуществляют свою деятельность по реализации нефтепродуктов в отношении более чем 2 хозяйствующих субъектов, действующих, соответственно, более чем в двух субъектах Российской Федерации, у Пензенского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения данных материалов.

Информация о росте цен, установленных нефтеперерабатывающими заводами, Пензенским УФАС России направлена в ФАС России.

По мнению ФАС России основными причинами роста цен послужило:

1. Фискальная политика государства. Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.

Несмотря на концепцию налоговой реформы, предусматривающей снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти – «налоговый маневр», ставки акциза на моторное топливо были увеличены.

Так в соответствии с Налоговым кодексом акцизы должны были вырасти с 2015 года по 2017 год на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо. По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо – в 2,2 раза.

В связи с изменением макроэкономической ситуации, большое влияние на формирование бюджета России оказало падение мировых цен на нефть. В итоге параметры налогового маневра, который принимался в одних условиях, оказались не соблюдены в новых экономических обстоятельствах, а снижения акцизов на топливо не то что не произошло, а, наоборот, за последние годы они внепланово росли. Налоговая составляющая способствовала росту цен на топливо весь 2017 год, и очередной рост акцизов, заявленный уже на 2018 год, еще больше подстегнул стоимость нефтепродуктов.

Для сдерживания роста топливных цен, которые выросли весной 2018г. правительство снизило с 1 июня акцизы на бензин на 3 тыс. рублей с тонны и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей с тонны. Также было решено отказаться от планового повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля 2018 года.

2. Проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ.

3. Рост мировых цен на нефть.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России были предприняты ряд мер:

  • в территориальные органы ФАС России было направлено письмо об усилении контроля на рынке нефтепродуктов в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства;

  • проведен ряд проверок российских нефтяных компаний;

  • в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемление интересов потребителей;

  • начаты проверки обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компаний, а также биржевых трейдеров;

  • возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов Республики Крым по признакам части4 статьи 11 Закона о защите конкуренции;

  • в адрес крупных нефтяных компаний направлены письма-рекомендации об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего ранка моторным топливом;

  • направлено письмо в Минфин России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза.

 

Начиная с 30.05.2018г. в соответствии с поручением ФАС России от 25.06.2018г. №ЦА/47031-ПР/18 «О ежедневном мониторинге цен на АЗС», Пензенское УФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на все виды автомобильного бензина и дизельного топлива. Данные мониторинга направляются для анализа в Центральный Аппарат ФАС России.

Информация о розничных ценах на АЗС формируется на основании сведений, предоставляемых как хозяйствующими субъектами, входящими в группу ВИНК, так и независимыми хозяйствующими субъектами.

В период с мая 2018г. по настоящее время изменение розничных цен у крупных хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива, не зафиксировано.

Незначительное изменение розничных цен на 1-1,5% в период с мая 2018г. по настоящее время зафиксировано у независимых хозяйствующих субъектов, действующих не территории Пензенской области и предоставляющих сведения о ценах в Пензенское УФАС России.

 

В целом же рост розничных цен за период с января по октябрь 2018г. на территории Пензенской области составил:

 

 

АО «Пензанефтепродукт»

ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»

Аи-92

10%

7,38%

Аи-95

8,73%

7,54%

ДТ

8,06%

5,84%

 

В то время как в 2017г. рост розничных цен на территории Пензенской области был следующим:

 

 

АО «Пензанефтепродукт»

ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»

Аи-92

4,52%

6,04%

Аи-95

6,37%

6,09%

ДТ

4,01%

4,50

 

Уже сейчас в целях недопущения повторения ситуации с ростом цен на топливо весной этого года ФАС России и Правительством Российской Федерации принимаются следующие меры:

  • ФАС России инициирует принятия на законодательном уровне обязанность реализации нефтяными компаниями нефтепродуктов на внутреннем рынке. ФАС также считает правильной инициативу о законодательном закреплении поставок на внутренний рынок нефтяного сырья для российских НПЗ на уровне 17,5% от добычи.

        • В рамках законопроекта предполагается механизм обратных акцизов, которые состоят из двух компонентов . Один компонент связан с отражением ситуации, касающейся поэтапного снижения пошлин на нефть и нефтепродукты, а второй компонент как раз касается демпфирующего механизма, который отражает влияние изменения ситуации на рынке.

  • Также уже сейчас правительство внесло в Госдуму предложение по изменению законодательства в части возможности введения повышенных экспортных пошлин без привязки к обычным механизмам учета конъюнктуры цен внешних рынков.

 

Пензенское УФАС России в рамках своих полномочий также продолжает работу по контролю за ситуацией на региональном рынке нефтепродуктов, и в случае выявления существенного повышения цен, а также поступления информации о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны нефтяных компаний, Управлением будут приниматься меры антимонопольного реагирования.

 

Приложенные файлы
Доклад._Козбаева_Е.Ю.-1542186179.docx (23,4 КБ)
Наверх