Доклад Руководителя к публичным обсуждениям правоприменительной практики (4 квартал)
01 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад «Внедрение института антимонопольного комплаенса в Российской Федерации»

 

 

Основными результатами антимонопольного ведомства за период с 2013-по 2018гг. является радикальная модернизация антимонопольного законодательства.

За данный период принят «четвертый антимонопольный пакет законов» (2006,2009,2012,2015), также в 2016 году внесены «Антикризисные» поправки, гармонизация российского антимонопольного законодательства с европейским, переход к ФАС России полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

В декабре 2018 года Президент Российской Федерации подписал Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В соответствии с Указом Президента определен перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции. Теперь каждые пять лет будет утверждаться план развития конкуренции в отраслях.

Основными направлениями модернизации законодательства являются: четкая регламентация административной ответственности, уголовная ответственность за картельные соглашения, совершенствование механизмов антимонопольных расследований ( анализ рынка в каждом деле, состязательность рассмотрения споров, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, заключения по обстоятельствам дела, «программа освобождения/снижения ответственности при сообщении о картеле», развитие превентивных инструментов (предостережения и предупреждения).

Борьба за конкуренцию-общая задача. Для повышения эффективности защиты и развития конкуренции необходимо объединение усилий: эффективный антимонопольный контроль, проконкурентная государственная политика, проконкурентная правовая культура.

Президентский Указ прямо транслируется на Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, ранее утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р (ред. от 17.09.2016).

Развитие антимонопольного законодательства в России последние годы направлено на либерализацию и расширение именно предупредительных механизмов (предупреждения и предостережения).

Практика антимонопольного ведомства показывает, превентивные механизмы в системе мер государственного контроля экономической деятельности с большей эффективностью могут обеспечить баланс частных и публичных интересов, на котором основано рациональное хозяйственное или разумное государственное регулирование экономики.

Именно предупреждение (недопущение) нарушения законодательства является наиболее значимым для развития экономики страны и функционирования рынка.

То есть при добросовестной конкуренции выигрывает как потребитель так и сам участник рынка.

В том числе практика Пензенского УФАС России за последние три года говорит о том, что именно меры предупредительного характера снижают количество возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Одним из эффективных инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков, уже с учетом мирового опыта, является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса. Так называемой системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Цель антимонопольного комплаенса- снижение вероятности совершения антимонопольного законодательства.

Что же такое антимонопольный комплаенс- это совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа тех, кто входит с ним в одну группу. При этом подобные документы распространяются на этот хозяйствующий субъект и направлены на то, чтобы он соблюдал требования антимонопольного законодательства и предупреждал нарушения таких норм.

Основной принцип внедрения комплаенса- его добровольность.

Антимонопольный комплаенс уже давно применяется в странах Западной Европы: Германии и Франции. Законодательно прописана такая система и в Казахстане.

Опыт разработки и внедрения комплаенса уже реализован в России несколькими компаниями. Комплаенс позволяет эффективно применять существенные антимонопольные механизмы снижения (устранения) негативных последствий.

Однако до настоящего времени вопрос о внедрении комплаенса в нормативной плоскости остается не решенным.

В Национальном плане о развитии конкуренции на территории Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 618 упомянуто неоднократно о необходимости внедрения антимонопольного комплаенса. В связи с этим прямо дано поручение Правительству Российской Федерации до 1 января 2019 года внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона, предусматривающего правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требования антимонопольного законодательства; Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов даны соответствующие поручения о принятии до 1 января 2019 года мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов власти.

В настоящее время ФАС России разработан законопроект, который точно определяет понятие антимонопольного комплаенса. С учетом появления нового термина законодательные изменения внесут в Закон о защите конкуренции и КоАП РФ.

В целях стимулирования развития механизма комплаенса в России законопроект предусматривает дополнение Кодекса Российской Федерации ещё одним смягчающим обстоятельством при назначении в связи с нарушением антимонопольного законодательства-организация юридическим лицом до момента совершения правонарушения, а при длящемся нарушении-до выявления антимонопольным органом признаков такого нарушения, системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и ее функционирование при условии, что на момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушение прекращено.

Законопроект также предусматривает, что обязанность доказать наличие и внедрение комплаенса возлагается на хозяйствующий субъект в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Следовательно, соответствующая оценка комплаенс-системы будет даваться в решении комиссии антимонопольного органа.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», первое нормативное закрепление системы антимонопольного комплаенса нашло свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 01.03.2018г. № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации».

В соответствии с указанным документом Категория риска компании может быть понижена в случаях если:

организация не имеющая фактов привлечения к административной ответственности за последние три года;

внедрившая антимонопольный комплаенс, при его функционировании в течение не менее чем одного года.

Понижение присвоенной категории риска- значит получить возможность исключения в отношении ее проведения плановых проверок как таковых.

При этом, нельзя не отметить, что хозяйствующие субъекты освобождаются от последующих претензий антимонопольного органа к тем субъектам рынка, которые внедрили антимонопольный комплаенс.

Для внедрения комплаенса компания, хозяйствующий субъект разрабатывает внутренние документы, определяющие систему рисков нарушения антимонопольного законодательства и механизмы выявления таких рисков. Такие риски для разных компаний могут отличаться в зависимости от условий осуществления деятельности, положения субъекта на рынке, спецификации товарного рынка.

Кроме того, важно, чтобы эти риски не просто были определены, и были разработаны механизмы по недопущению их наступления. Для этого необходимо ознакомление всех работников с внедряемыми актами комплаенса и проведение обучения. Акты, в свою очередь, должны включать в себя меры, направленные на осуществления контроля за функционированием внутри хозяйствующего субъекта, компании. А также должны быть размещены на сайте компании в сети Интернет.

Комплаенс органов власти.

Распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018г. № 1696-р «О плане мероприятий (дорожной карте) по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на 2018-2020гг».

Распоряжением Правительства РФ от 26.04.2017 № 795-р утверждены Методические рекомендации по организации антимонопольного комплаенса в сфере государственного оборонного заказа.

ФАС России подготовлены и утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации 18 октября 2018 года № 2258-р Методические рекомендации по созданию и организации Федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее Методические рекомендации).

Задачами антимонопольного комплаенса являются:

а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

в) контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;

г) оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

При организации антимонопольного комплаенса федеральному органу исполнительной власти рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

а) заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;

г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;

д) совершенствование антимонопольного комплаенса.

Для организации антимонопольного комплаенса федеральным органом исполнительной власти должен быть принят акт.

Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Общий контроль за организацией и функционированием в федеральном

органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с указанными Методическими рекомендациями проводятся выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Также проводятся Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

В целях оценки эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для федерального органа исполнительной власти в целом.

Таким образом, внедрение института антимонопольного комплаенса в России поможет ФАС России вместо контролирующего органа стать предупредительным.

Законодательное закрепление развития превентивных механизмов антимонопольного регулирования будет важнейшим шагом применения таких правил в антимонопольной сфере и существенно повлияет на сокращение рисков неблагоприятных последствий для рыночной экономики в целом и для каждого субъекта, обеспечивая единство и взаимосвязь публичных и частных интересов.

 

Приложенные файлы
Выступление_на_ПО_4_квартал-Антимонопольный_комплаенс-1542094704.docx (24,3 КБ)
Наверх