Вопрос:

В обязательном требовании для участия указывают, чтобы был офис в том городе, где проводится закупка, хотя поставщик может выполнить условия ТЗ удаленно. Правомерно ли указание данного требования?

 

02 марта 2020, 10:00

При ответе на подобный вопрос необходимо сразу отметить, что для корректного ответа крайне мало «исходных» данных.

Например, объект закупки, условия и правовая природа контракта и пр.

Так как, одно дело закупка на поставку какого-либо товара, например, бумаги, канцелярских принадлежностей, автомобилей, строительных материалов и пр., когда поставка в принципе может быть выполнена любым лицом из любой точки при условии соблюдения сроков.

И совсем иное дело – если мы говорим о закупках услуг, потребность в которых у заказчика может быть связана с ограничением удаленного выполнения, например, услуги по обучению (очное обучение, вместо удаленного) или техническое обслуживание сложного оборудования.

Однако, даже в последних случаях требование о наличии «офиса» в месте оказания услуг вызывает вопросы, т.к. при отсутствии запрета на привлечение субподрядчика/соисполнителя, победитель закупки вправе выполнять условия контракта и при этом привлекать субподрядчиков.

Следует отметить, что требования, которые в обязательном порядке устанавливаются заказчиками перечислены в статье 31 Закона о контрактной системе, а именно:

  • непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
  • отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
  • участник закупки не является офшорной компанией;
  • отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Также в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В случае проведения ряда закупок, определенных законодательством о контрактной системе, например, на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, устанавливаются дополнительные требования к участникам согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Напоминаем Вам, что в случае несогласия с действиями заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок Вы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеете право обратиться с соответствующей жалобой в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, если такие действия (бездействие) нарушают Ваши права и законные интересы.

 

 

 

 

 

Наверх