Вопрос:
При подаче заявки участник указывает страну происхождения товара, однако при приемке заказчиком выявляется иная страна происхождения поставленного товара. Каков порядок оформления и приемки товара, страна происхождения которого не соответствует условиям контракта? И какой из видов штрафа, установленный Постановлением Правительства № 1042 применим в данном случае?
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Компетенция территориальных органов ФАС России определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), указанная в заявке участника электронной процедуры включается в контракт. Таким образом, данная информация определяет предмет поставки, является существенным условием и может быть отражена в контракте как обязательство поставщика.
Нормативно-правовые акты, принятые в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе содержат обязательное к применению правило о том, что при заключении и исполнении контракта с соблюдением запретов и ограничений, предусмотренных такими актами, не допускается замена товара или страны происхождения товара, указанных в заявке участника.
Таким образом, заказчик не должен принимать товар, поставленный поставщиком в рамках контракта, в случае установления факта замены страны происхождения товара.
При этом, порядок оформления действий по отказу от приемки товара должен быть регламентирован самим контрактом. В связи с чем, заказчику надлежит соблюдать порядок приемки товара, установленный контрактом. В случае отсутствия указанных положений в контракте заказчику следуют руководствоваться требованиями гражданского законодательства во взаимосвязи с положениями Закона о контрактной системе.
В отношении мер ответственности за нарушение обязательств поставщиком следует руководствоваться нормами Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».
Например, в пункте 3 указанного Постановления определен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.