Согласно ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

В течение 2022 г. Правительством принимаются некоторые решения, позволяющие менять существенные условия гос. контрактов:

- Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. N 505, позволяющее увеличивать размеры авансовых платежей;

- Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680, согласно которому в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  допускаются изменения существенных условий контракта в сфере строительства;

- готовится проект Постановления Правительства «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией  в Российской Федерации и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц», согласно которому в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ,  по соглашению сторон допускается изменение существенных  условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд,  если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения  в связи с мобилизацией в Российской Федерации. Также рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения существенных условий контрактов.

Все постановления опираются на часть 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ.

Как Вы считаете, сами по себе принятые постановления являются тем самым необходимым РЕШЕНИЕМ, о котором говорится в части 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ, то есть основанием для изменения существенных условий контракта? Или должно быть отдельное решение в отношении конкретного объекта?

Вопрос актуален для федеральных заказчиков, так как в 2022 году возникло много ситуаций, когда подрядчик не может выполнять контракты на прежних условиях, а заказчику для изменения условий необходимы основания. При этом понятно, что Правительством не будут приниматься отдельные решения по каждой закупке (если только это не объект Федерального значения)?

 

15 ноября 2022, 10:00

Добрый день!

Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии - Публичных обсуждениях правоприменительной практики Пензенского УФАС России.

Следует отметить, что компетенция территориальных органов ФАС России определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе или консультированию участников закупок.

Вместе с тем, Управление отмечает следующее.

Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Действительно в 2022 году были приняты ряд актов, позволяющих вносить изменения в существенные условия контрактов.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» получатели средств федерального бюджета вправе в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внести по соглашению сторон в заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определенных в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, с соблюдением размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта), устанавливаемого в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 1663» в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.

В части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения Правительства Российской Федерации.

Буквально ни в одном из указанных актов четко не указано, что решение Правительства Российской Федерации (для федеральных заказчиков) не требуется в отношении каждого конкретного заказчика и закупки, и что сами по себе принятые постановления являются решением в рамках применения части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.

В правоприменительной практике Пензенское УФАС России встречались случаи изменения существенных условий муниципальных контрактов на основании решений местных администраций к каждому контракту в отдельности.

В тоже время, действительно маловероятным видится принятие Правительством Российской Федерации отдельных решений о внесении изменений в условия контрактов каждой отдельной закупке.

Учитывая, что ответ на Ваш вопрос не может быть дан Управлением, сообщаем, что направим вопрос для рассмотрения в ФАС России.

 

Наверх