Порядок ценообразования банковских услуг для физических лиц и индивидуальных предпринимателей

28 декабря 2017, 17:57

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим законом.

Перечень банковских операций установлен статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и включает себя операции по: привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещению указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; осуществлению переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купле-продажеиностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечению во вклады и размещение драгоценных металлов; выдаче банковских гарантий; осуществлению переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

 Из содержания статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что, если иное не установлено федеральным законом, комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитными организациями по соглашению с клиентами, то есть исходя из складывающейся на соответствующем товарном рынке конъюнктуры. Норм, содержащих запрет на взимание или ограничения в отношении возможности установления кредитными организациями того или иного размера комиссионного вознаграждения за осуществление банковских операций федеральные законы не содержат. Следовательно, кредитные организации, осуществляя те или иные операции вправе удержать комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

При этом, учитывая, что соответствующие запреты в федеральных законах также отсутствуют, физические лица и индивидуальные предприниматели вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положение на товарном рынке (статья 10). Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является заявление физического и юридического лица, указывающее на признаки такого нарушения. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Наверх