Доклад - Негативное воздействие водоотведения и сверхнормативные сбросы, кто и в каком размере должен за них платить
19 сентября 2022, 15:30
Тип документа:
Доклады

Начиная со второго квартала 2022 года в Пензенское УФАС России стало поступать большое количество обращений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на действия организаций, осуществляющих водоотведение, в связи с появлением в платежных документах отдельных строк в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод. Существо жалоб заключалось в несогласии хозяйствующих субъектов с фактом выставления таких плат, указывая на отсутствие для этого оснований. Абоненты аргументировали это отсутствием какого-либо негативного воздействия на систему водоотведения в осуществляемых ими видах деятельности, а также выставлением счетов без проведения отбора проб сточных вод.     

В связи с этим, хотелось бы немного рассказать о порядке и основаниях взимания организацией водопроводно-канализационного хозяйства с абонентов плат за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 644).

Настоящими Правилами устанавливаются права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, то есть организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и непосредственно абонентов.

Так, в силу подпункта «е» пункта 34 Правил № 644 установлена обязанность организация ВКХ осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с настоящими Правилами нормативов по объёму сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных настоящими Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункту 35 Правил № 644, абонент обязан соблюдать нормативы по объёму сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

В силу подпункта «г» пункта 36 Правила № 644 организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Давайте разберём основания взимания платы за негативное воздействие.

Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил № 644.

Пунктом 118 Правил установлена обязанность абонента компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы и не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по одной из формул, определённых для конкретных случаев.

1. Так, в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, по результатам проводимого контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных перечнем запрещённых к сбросу веществ, материалов и отходов, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:

П = Кк x Т x Q,

Порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц.

При первичном нарушении коэффициент компенсации составляет 5, при повторном в течении года 10, при последующих нарушениях в течение года по тому же показателю – 25.

То есть, расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по указанной формуле для случаев сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения.

 

2. В случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле:

 

П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) +

Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр.

 

В данном случае размер платы определяется как сумма суммарных значений и максимальных из значений кратностей превышения по веществам, отнесенным к 1-5 группам перечня максимальных допустимых значений, умноженная на тариф на водоотведение, действующий для абонента, и объём сточных вод.

Значение данных показателей, подлежащих применению, приведены в Приложении № 5 к Правилам № 644.

 

3. Третья формула для расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлена пунктом 123(4) Правил № 644, который предусматривает условия и случаи её применения.

Таких случая четыре:

- если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов абонента менее 30 куб. метров в сутки;

- если с объекта абонента осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположение объектов абонента во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- если для отбора сбрасываемых с объектов абонента сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Расчёт платы в данном случае осуществляется формуле:

 

П = К x Т x Qпр1,

где применяется коэффициент 0,5 умноженный на размер тарифа и объём отведённых (сброшенных сточных вод).

Как можем заметить, применение пункта 123(4) Правил N 644 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента. Такие изменения внесены Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728. Ранее именно вид хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте, находился в прямой связи с начислением данной платы.

Для применения расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по данной формуле достаточно наличие хотя бы одного из вышеперечисленных условий, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, в том числе отбор проб сточных вод.

Таким образом, согласно статье 123 (4) Правил № 644, негативное воздействие деятельности некоторых категорий абонентов на работу централизованной системы водоотведения презюмируется (отбор проб не требуется).

 

Обращаем внимание на то, что в каждой из приведённых выше формулах необходимо осуществлять расчёт с применением тарифа на водоотведение, действующего для абонента, без учёта налога на добавленную стоимость. НДС учитывается дополнительно.

В июне 2022 года Пензенским УФАС России было выдано предупреждение ООО «Горводоканал» по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в применении иного порядка расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, не предусмотренного нормативными правовыми актами.

В частности, нарушение заключалось в одномоментном применении при расчёте платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения тарифа на водоотведение с учётом НДС, что изменяло итоговую сумму, подлежащую взысканию.

Предупреждение было исполнено Обществом в установленный срок, для чего произведён перерасчёт выставленных плат с применением иного порядка расчёта.

Таким образом, законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы. Данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Компенсация не является тарифом или платой за оказываемые услуги или работы, поскольку реализуется в рамках уже имеющихся договорных отношений по водоотведению. Возникновение у организации водопроводно-канализационного хозяйства права на получение компенсации непосредственно связано с оказанием услуг по водоотведению.

 

Далее хотелось разобрать основания взимания платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы установлены разделом XV Правил № 644.

В соответствии с пунктом 194 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В данном случае также предусмотрено несколько случаев взимания такой платы и для каждого из них расчёт производится по определённой формуле.

 

Пунктом 167 Правил № 644 закреплено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Пунктом 197 Правил № 644 определена формула для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Выглядит она следующим образом:

 

Пнорм. сост. = (Мбаз x Н x k1 x k2 x k3 x k4) + Уаб,

 

Значения, подлежащие применению, и порядок расчёта по указанной формуле описаны в пункте 197 Правил № 644, останавливаться на ней отдельно не стану.

Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что данный порядок расчёта применяется только к объектам абонентов, осуществляющих водоотведение, в отношении которых устанавливаются нормативы состава сточных вод.

В пункте 167 Правил № 644 установлен перечень объектов, на которые нормативы состава сточных вод не распространяются.

К таким объектам абонентов относятся:

- жилые дома, многоквартирные дома (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилые помещения специализированного жилищного фонда;

- иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.м. в целях осуществления конкретных видов деятельности: гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

 

Вместе с тем, пунктом 203 Правил № 644 определён иной порядок расчёта платы для объектов абонентов:

- осуществляющих вышеуказанные виды деятельности, с которых среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод менее 30 куб.м,

- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения,

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем,

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

В данном случае расчёт платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

 

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1,

 

Необходимо отметить, что для взимания платы за сверхнормативный сброс по данной формуле, как и в случае с платой за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, достаточно наличие хотя бы одного из вышеперечисленных условий.

Однако, стоит обратить внимание, что в случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, произведён отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203, а также в случае принятия организацией для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчёт платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил № 644.

 

Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов.

- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод,

- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.

Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 – на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Исходя из этого, экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водо-коммунального хозяйства двух самостоятельных видов платы:

- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод,

- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Правилами также предусмотрено целевое использование тех денежных средств, которые организации ВКХ получают от абонентов в виде плат за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В частности, пунктом 123(5) Правил № 644 установлено, что средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

Пункт 205 указывает на обязанность использования средств в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, на цели внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного водным объектам, и финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Наверх