Новый порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества
01 октября 2023, 14:36
Тип документа:
Доклады

С 1 октября 2023 года утратили силу Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 утвержден новый Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Порядок), который вступил в силу с 1 октября 2023 года.

Основное изменение - переход на цифровую форму торгов - т.е предусмотрено проведение конкурсов или аукционов в электронной форме (пункт 1 Порядка).

Конкурсы или аукционы проводятся на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе (Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р) (пункт 3 Порядка).

Перед проведением конкурса или аукциона, необходимо убедится, что соответствующее лицо может выступать их организатором (положениями пункта 7 Порядка определено - кто является организатором торгов).

Основные отличия нового Порядка от ранее действующего порядка, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67:

Пункт 14 Порядка: Членами конкурсной или аукционной комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах конкурсов или аукционов, либо лица, аффилированные с заявителями. В случае выявления в составе конкурсной или аукционной комиссии таких лиц решение об изменении состава комиссии принимается организатором конкурса или аукциона в срок не позднее 1 рабочего дня со дня выявления указанного обстоятельства (ранее - незамедлительно заменить их иными физическими лицами).

Пункт 26 Порядка: Не допускается взимание с участников конкурсов или аукционов платы за участие в конкурсе или аукционе.  (ранее - за исключением платы за предоставление конкурсной документации или документации об аукционе в случаях, предусмотренных настоящими Правилами).

Пункт 27 Порядка: Организатором конкурса или аукциона устанавливается требование о внесении задатка. При этом размер задатка определяется организатором конкурса или аукциона (ранее - Организатором конкурса или аукциона может быть установлено требование о внесении задатка).

Пункт 28 Порядка: Участие в конкурсе или аукционе вправе принимать заявители, зарегистрированные в государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.

 Заявители, зарегистрированные на официальном сайте, считаются зарегистрированными на электронной площадке не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации лица на официальном сайте.

Пункт 33 Порядка: Извещение о проведении конкурса формируется организатором конкурса или специализированной организацией с использованием официального сайта, подписывается усиленной квалифицированной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора конкурса или специализированной организации, и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. В течение одного часа с момента размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте оператор электронной площадки размещает указанное извещение на электронной площадке.

Пункты 34, 88 Порядка: Сформированное с использованием официального сайта извещение о проведении конкурса\аукциона должно содержать помимо места расположения, описания и технических характеристик государственного или муниципального имущества (в том числе цветные фотографии в количестве не менее 3 штук).

Пункт 49 Порядка: Любое заинтересованное лицо вправе направить на адрес электронной площадки не более чем три запроса о разъяснении положений конкурсной и аукционной документации.

Пункт 50 Порядка (конкурс): Срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте внесенных изменений (не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) в конкурсную документацию до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее 30 дней. (ранее - не менее 20 дней).

Пункт 90 Порядка (аукцион): срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении аукциона до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе он составлял не менее 20 дней. (ранее - не менее 15 дней).

Пункт 56 Порядка: Организатор конкурса или специализированная организация обеспечивает осмотр имущества, права на которое передают по договору, в порядке, установленном в конкурсной документации, без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок.

Пункт 62 Порядка (конкурс): Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок. (ранее - не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками).

Пункт 113 Порядка (аукцион): Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 2х дней с даты окончания срока подачи заявок (ранее - не может превышать 10 дней).

 

 

Изменения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2023 № 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.10.2023 в Закон о концессионных соглашениях внесены многочисленные изменения.

В частности, вводится понятие «техническое обслуживание объекта концессионного соглашения» - мероприятия, направленные на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий устанавливается концессионным соглашением. Осуществлять за свой счет техническое обслуживание объекта обязан концессионер (часть 3.1 статьи 3, пункт 6 части 2 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях).

Запрещено установление в концессионном соглашении положений, ограничивающих возможность проведения мониторинга (за исключением случаев, если концессионное соглашение заключено в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную тайну) (часть 6 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 1.9 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях установлены требования к концессионеру, а именно, концессионер должен соответствовать следующим требованиям:

1) непроведение ликвидации юридического лица или отсутствие решения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) неприостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие регистрации юридического лица в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионным соглашением может предусматриваться плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

В предыдущей редакции части 1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях было указано, что концессионным соглашением предусматривается вышеуказанная плата.

В соответствии с пунктом 6.7 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях к существенным условиям концессионного соглашения отнесены размер (порядок определения размера) и условия финансового участия концедента (в случае, если концессионным соглашением предусматривается такое участие).

Согласно части 3 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концедент обязан осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Ранее частью 3 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях предусматривалось право концедента осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения

Концессионное соглашение может содержать обстоятельства, наступление которых может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению концессионером обязательств или возникновению у него дополнительных расходов или недополученных доходов по концессионному соглашению, связанных с наступлением указанных обстоятельств, а также последствия наступления указанных обстоятельств, к которым может относиться в том числе обязательство концедента по возмещению дополнительных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера (пункт 18 части 2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях).

Статьей 10.1 Закона о концессионных соглашениях установлен порядок финансового участия концедента в создании или реконструкции объекта концессионного соглашения или его использовании. Предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению. Данное положение не применяется к отдельным концессионным соглашениям, объектом которых являются объекты информационных технологий.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о концессионных соглашениях в качестве мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки (дохода от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) в объеме не менее объема, изначально определенного концессионным соглашением, концедент вправе продлить срок действия концессионного соглашения с согласия концессионера и (или) увеличить размер финансового участия концедента, а также предоставить концессионеру дополнительные государственные или муниципальные гарантии.

Ранее часть 1 статьи 20 Закона о концессионных соглашениях предусматривала право концедента увеличить размер платы концедента по концессионному соглашению, срок концессионного соглашения с согласия концессионера, размер принимаемых на себя концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также предоставить концессионеру дополнительные государственные или муниципальные гарантии.

В соответствии с частью 4.9-3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях Правительством Российской Федерации постановлением от 28.08.2023 № 1402 установлен предельный размер расходов на подготовку предложения о заключении концессионного соглашения, возмещаемых лицу, выступившему с инициативой заключения концессионного соглашения, который не может превышать 2 процента от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером), подготовленном таким лицом и размещенном в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.7 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях Правительством Российской Федерации постановлением от 16.09.2023 № 1515 утверждена форма заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.

С 1 марта 2024 года открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения сможет проводиться в электронной форме, а с 1 января 2026 года будет проводиться исключительно в электронной форме. В связи с этим уточняются порядок и критерии проведения конкурса, устанавливаются правила проведения конкурса в электронной форме (глава 3.1 Закона о концессионных соглашениях).

При проведении конкурса в электронной форме оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (часть 1 статьи 38.2 Закона о концессионных соглашениях).

В силу положений части 1 статьи 38.3 Закона о концессионных соглашениях представление заявок на участие в конкурсе в электронной форме осуществляется только заявителями, аккредитованными на электронной площадке.

Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна соответствовать требованиям, установленным к такой заявке конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса в электронной форме, а также опись документов и материалов, содержащихся в такой заявке. В качестве заявителей могут выступать лица, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 38.3 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 1 статьи 38.4 Закона о концессионных соглашениях обеспечение заявки на участие в конкурсе в электронной форме осуществляется заявителем путем внесения суммы задатка и (или) предоставления безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями к такому обеспечению, установленными конкурсной документацией. Правила предоставления безотзывной банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае, если конкурсной документацией предусмотрено перечисление суммы задатка на счет оператора электронной площадки, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента истечения срока представления заявок на участие в конкурсе в электронной форме формирует реестр поступивших задатков, в котором содержится информация о сумме задатка, предусмотренной конкурсной документацией, и суммах задатков, поступивших от заявителей на счет оператора электронной площадки (часть 5 статьи 38.4 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно части 3 статьи 38.7 Закона о концессионных соглашениях по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений, представленных участниками конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия определяет победителя конкурса в электронной форме, предложившего наилучшие условия, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Заключение концессионного соглашения по итогам проведения конкурса в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 36 настоящего Федерального закона, после подписания конкурсной комиссией протокола о результатах проведения конкурса в электронной форме (часть 5 статьи 38.8 Закона о концессионных соглашениях).

Статья 7.32.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение процедуры торгов, проводимых, в том числе, в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23, а также Законом о концессионных соглашениях.

 

Наверх