Доклад руководителя к публичным обсуждениям правоприменительной практики Пензенского УФАС России (3 квартал)
17 сентября 2019, 13:00
Тип документа:
Доклады

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

ПЕНЗЕНСКОГО УФАС РОССИИ И ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В начале своего доклада, приведу некоторые статистические данные относительно практики рассмотрения Пензенским УФАС России жалоб в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

 

2018

по состоянию на 01.09.2019

ВСЕГО ПОСТУПИЛО

334

348

федеральный уровень

134

78

уровень субъекта

92

137

муниципальный уровень

108

133

ВОЗВРАЩЕНО

85

47

федеральный уровень

53

7

уровень субъекта

17

19

муниципальный уровень

15

21

ОТОЗВАНО

25

10

федеральный уровень

10

5

уровень субъекта

7

5

муниципальный уровень

8

0

 

 

2018

по состоянию на 01.09.2019

ПРИЗНАНО НЕОБОСНОВАННЫМИ

193

214

федеральный уровень

66

61

уровень субъекта

64

69

муниципальный уровень

63

84

ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМИ

31

77

федеральный уровень

5

7

уровень субъекта

4

42

муниципальный уровень

22

28

ОБОСНОВАННЫХ ЖАЛОБ

14%

26%

 

 

 

Стоит отметить, что рост числа обоснованных жалоб в 2019 году связан, в том числе, как с увеличением количества подаваемых «типовых» жалоб, содержащих одинаковые доводы, от разных субъектов, но на одни и теже закупки, так и со значительными изменениями в законодательстве о контрактной системе, что становится причиной некоторых «формальных» нарушений со стороны заказчиков.

 

Развитие законодательства о контрактной системы в сфере закупок

В 2019 году продолжается развитие и совершенствование механизмов государственных и муниципальных закупок.

 

В Закон о контрактной системе были внесены важные изменения:

 

1. Происходит процесс оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок

Так, в настоящее время разрабатывается Единый для всех органов контроля в сфере закупок порядок проведения плановых и внеплановых проверок (предмет, форма, срок, периодичность с учетом отнесения субъектов контроля к определенной категории рисков). При этом, будут определены как критерии отнесения субъектов контроля к той или иной категории риска, так и разработана оценка эффективности органов контроля.

Кроме того, произошли некоторые изменения и в части рассмотрения жалоб и обращений ФАС России. Так, сократился срок для обжалования – 5 дней (кроме обжалования документации), появилось новое основание для возврата – если податель жалобы включен в РНП (только, если в обжалуемой документации есть требование об отсутствии с РНП), также теперь общественные объединения не вправе обжаловать закупки в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.

Напоминаю:

  • при принятии жалобы к рассмотрению – больше не требуется представлять в ФАС документацию и информацию, размещенную в ЕИС;
  • при принятии жалобы к рассмотрению приостанавливается срок заключения контракта в части подписания заказчиком;
  • срок для рассмотрения обращения по РНП – 5 рабочих дней вместо 10 ранее.

 

2. Также происходит процесс оптимизации самих закупок

 

  1. Пункт 4 части 1 статьи 93: Увеличение цены контракта с ед. поставщиком до 300 тыс. руб.;
  2. Пункт 5 части 1 статьи 93: Увеличение цены контракта с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб., а также увеличение общего объёма закупок у ед. поставщика по указанному основанию с 20 млн. руб. до 30 млн. руб.;
  3. Пункт 13 части 1 статьи 93: Добавлены права на произведения литературы и искусства определенных авторов;
  4. Пункт 17 части 1 статьи 93: Добавлена закупка у ед. поставщика музыкальных инструментов;
  5. Пункт 28 части 1 статьи 93:: Увеличение с 200 тыс. руб. до 1 млн. руб. суммы контракта на поставку лекарств по решению врачебной комиссии.
  6. Если запрос предложений не состоялся по причине отсутствия заявок, или все заявки были отклонены (ч. 19, 27 ст. 83.1), то заказчик вправе согласовать с контрольным органом заключение контракта с ед.поставщиком;
  7. При расторжении контракта с победителем по решению суда или по соглашению сторон заказчик наделяется правом заключения контракта с участником, занявшим второе место, без проведения новой закупки, при одностороннем расторжении контракта – только после включения поставщика в РНП
  8. Не нужно составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта
  9. Ответственность: размер штрафа – исключены слова «в виде фиксированной суммы», достаточно указать %, пени – 1/300% , раньше – не менее 1/300%  (Кроме случаев, когда для поставщика законодательством установлен иной порядок начисления пени/штрафов (например, ФЗ «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ пени – 1/130%)
  10. Если отраслевым законом предусмотрен иной срок оплаты, отличный от 30 д./15 р.д., заказчик устанавливает срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством.
  11. Расчет обеспечения контракта для СМП в зависимости от фактической цены контракта, предлагаемой участником, а не от начальной (максимальной) цены

СМП, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

  1. Возможность осуществлять закупку по цене за единицу товара, работы, услуги, в случае невозможности определить объем;
  2. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК
  3. Срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае проведения закупки среди СМП - срок не должен превышать 15 дней
  4. В контракт включается условие о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва у банка лицензии (не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика) (ч. 30 ст. 34)
  5. Осуществление закупок в соответствии с 223-ФЗ за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования)
  6. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия могут изменить положение о закупке до 01.10.19 для закупок в 2019
  7. При осуществлении закупок юр. лицами в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в отношении такого юр. лица при осуществлении им этих закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля
  8. Изменение стоимости контракта по строительным работам не более чем на 10% при увеличении объема работ либо при осуществлении новых работ
  9. Возможность изменения объемов работ по строительным контрактам и реставрации культурных объектов до 30 % от первоначальной цены и возможность однократного продления срока исполнения контракта, в том числе, если срок нарушен по вине подрядчика (при условии уплаты пени за весь срок продления). Применяется по решению органа власти при условии, что цена контракта соответствует значению, установленному Правительством РФ
  10. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта строительного подряда на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п.9 ч.1 ст.95)
  11. Допускается менять существенные условия контракта, заключенного с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
  12. Увеличение размера НМЦК, при котором допускается проведение «короткого» электронного аукциона до 300 млн. руб., а при проведении закупки строительных работ - до 2 млрд. руб.
  13. Сокращение сроков рассмотрения заявок с 7 дней до 3 рабочих дней
  14. Указание в заявке исключительно «согласия» на выполнение строительных работ при наличии проектной документации без дополнительного описания материалов в заявке
  15. Сокращение срока между окончанием рассмотрения заявок и проведением аукциона: на следующий день после рассмотрения первых частей заявок, а при закупках строительных работ через 4 часа после окончания подачи заявок
  16. Также серьезные изменения в сфере закупок строительных работ
  17. Изменения в Постановление № 99

Приложение № 1 устанавливает только дополнительные требования к участникам закупки (НЕ способ закупки)

Приложение № 2 устанавливает случаи проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования при проведении конкурса с ограниченным участием

Таким образом, дополнительные требования к участникам аукциона в соответствии с Приложением № 1 устанавливаются всегда

Дополнительные требования к участникам закупки

  • Установлены дифференцированные требования о наличии опыта
  • В отдельную группу выделены: линейные объекты, объекты некапитального строительства
  • Появились новые виды работ, при которых устанавливается дополнительное требование о наличии опыта у участника закупки

Напоминаю, позиция ФАС России: опыт по строительству по Постановлению № 99 – только генеральный подряд

Конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), можно проводить в случае если НМЦК превышает 100 млн. рублей

Нельзя проводить открытый конкурс на те закупки, которые включены в перечень закупок, проводимых конкурсом с ограниченным участием (ч.2 ст. 56 Закона 44-ФЗ и Приложение № 2 постановления № 99), основание ч.2.1 ст. 56 № 44-ФЗ

  1. Изменения в Порядке оценки (Постановление № 1085)

При проведении закупки строительных работ в качестве нестоимостных критериев может быть только критерий «опыт», значимость 40 %.

В документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

  1. Отдых и оздоровление детей

С 01.05.2019 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению путем проведения конкурса с ограниченным участием

Заказчики вправе закупать указанные услуги запросом котировок или у ед. поставщика (в соответствии со ст. 93) (без применения дополнительных требований)

Запрещается закупать такие услуги путем проведения электронного аукциона.

При проведении закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:

  • стоимостные критерии оценки – 40%
  • нестоимостные критерии оценки – 60%

Критерий «опыт» не менее 45% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Устанавливается один или несколько показателей:

  • общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
  • общее количество исполненных контрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)

Следует отметить, что изменения, вносимые в Закон о контрактной системе направлены на:

  • обеспечение открытости и прозрачности проведения закупок,
  • снижение субъективизма на стадии присвоения оценки заявок,
  • снижение коррупционных рисков,
  • увеличение количества участников закупок,

что в итоге должно благоприятно сказаться на развитии конкуренции в нашей стране, что, в том числе, позволит достичь эффективного расходования бюджетных средств.

Приложенные файлы
Доклад_на_ПС_2019-1568716898.doc (102,5 КБ)
Наверх