При проведении электронного аукциона на закупку неисключительных прав на бухгалтерские программы допускается ли при описании объекта закупки указывать название программы, например, «1С Предприятие», «Парус» и т.д.?

28 сентября 2018, 15:10

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Следует учесть, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 установлены ограничения для закупки программного обеспечения (далее – ПО), происходящего не из России. Исключение составляют страны ЕАЭС - сведения о программном обеспечении, происходящем из указанных стран, включены в Единый реестр евразийского ПО.

Кроме того, различными могут быть закупки в отношении предмета в части приобретения самого ПО или услуг по его сопровождению.

При приобретении ПО (в качестве товара) указание товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований может быть признано нарушением требований пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системы.

В тоже время, при приобретении услуг по сопровождению ПО возможно (и даже необходимо) указание наименования ПО в связи с необходимостью четкого, объективного и понятного для участников закупок описания объекта закупки.

Дополнительно сообщаем, что по мнению Минфина России (Письмо от 19.09.2017                № 24-06-06/60727), возможно объединение в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для электронных вычислительных машин (далее – программы для ЭВМ)) и услуги по его обслуживанию, поскольку указанные товары связаны с использованием одного результата интеллектуальной деятельности – программы ЭВМ, если указанное не повлекло ограничения конкуренции.

При этом, поставку компьютерной техники и приобретение не связанных с ней как с носителем неисключительных прав на использование программ объединять неправомерно, позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.08.2017 по делу № А38-10848/2016.

Дополнительно сообщаем, что компетенция территориальных органов Федеральной антимонопольной службы определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

 

Наверх