Доклад - Обзор основных нарушений, выявленных Пензенским УФАС России в 2021 году.
25 ноября 2021, 13:18
Тип документа:
Доклады

За истекший период 2021 года Пензенским УФАС России выявлено 25 фактов нарушений антимонопольного законодательства, или 105 % к уровню прошлого года.

По выявленным нарушениям возбуждено 11 дел о нарушении требований Закона «О защите конкуренции». выдано 14 предупреждений, 10 из которых исполнены, 4 находятся на исполнении.

Количество выявленных нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в 2021 году увеличилось на 40%. По результатам рассмотрения дел выдано 9 предписаний, что в 4,5 раза больше, чем в 2020 году.

Всего в 2021 году Пензенским УФАС России по статье 10 Закона «О защите конкуренции» выдано 3 предупреждения, что составило 100 % по отношению к 2020 году. При этом, в 2021 году 100% предупреждений выполнено, что соответствует уровню предыдущего года. В 2021 году выдано 2 предупреждения в связи с наличием признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», 1 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Из 3 выданных в 2021 году предупреждений 1 предупреждение выдано в отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке водоснабжения и водоотведения, 1 – на рынке передачи электрической энергии (при осуществлении деятельности по технологическому присоединению), 1 – рынке продаже медицинского кислорода.

Примеры выданных предупреждений.

Пензенское УФАС по результатам рассмотрения информации прокуратуры Пензенской области по вопросу обоснованности установления ОАО «Фармация» цен на кислород газообразный медицинский на территории Пензенской области выдало ОАО «Фармация» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения информации Пензенским УФАС установлено, что цена реализации Обществом одного сорокалитрового баллона кислорода медицинского газообразного в медицинские учреждения при одинаковых условиях договоров и контактов различна.

В результате необоснованного установления различных цен на один и тот же товар, медицинские учреждения оказались в неравных условиях, что влечёт или может повлечь ущемление интересов неопределённого круга потребителей.

Указанные действия ОАО «Фармация» содержат признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предупреждение находится на исполнении.

 

Примеры рассмотренных дел.

25 июня 2021 года Комиссией Пензенского УФАС действия ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО Транспортная компания «Дилижанс» признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Пензенского УФАС пришла к выводу об установлении тарифа Перевозчиками в размере 27 рублей за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках.

Также установлено, что затраты, заложенные Перевозками в Расчёт тарифа, не подтверждены, доказательства фактических затратах, которые были понесены ими до повышения тарифа, отсутствуют.

По итогам рассмотрения дела ООО Транспортная компания «Дилижанс» и ООО «Меркурий» выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, Пензенским УФАС России в 2021 году рассмотрено дело, возбужденное в отношении компаний перевозчиков (ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6») об установлении тарифа Перевозчиками в размере 32 рублей за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках.

Также установлено, что затраты, заложенные Перевозками в Расчёт тарифа, не подтверждены, доказательства фактических затратах, которые были понесены ими до повышения тарифа, отсутствуют.

В соответствии с требованиями действующего законодательства запрещаются действия занимающего доминирующее положение по установлению монопольно высокой цены товара, то есть цены, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

По итогам рассмотрения дела ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Данные решения обжалуются в арбитражном суде Пензенской области.

 

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2021 году Пензенским УФАС России выявлено 2 факта нарушений статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Указанные нарушения установлены по 2 делам. Выдано 7 предписаний, которые находятся на исполнении.

 

Примеры рассмотренных дел.

Пензенским УФАС России по результатам осуществления контроля за соблюдением законности при осуществлении закупок в Пензенской области было установлено, что в 2018 и 2019 годах региональный оператор Северной зоны ООО «Управление благоустройства и очистки» проводило аукционы по отбору подрядных организаций на оказание услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования №№ 0400700003818000001, 0400700003818000002, 0400700003818000003, 0400700003819000001, 0400700003819000002, 0400700003819000003.

Установлено, что ООО «Спецтранс», ООО «Экоград» и ООО «Чистый город», участвуя в проводимых аукционах, устранили между собой конкуренцию, благодаря чему их действия привели (могли привести) к поддержанию цен на торгах.

В результате аукционов контракты на оказание услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования были заключены по начальной максимальной цене на общую сумму более 4 млрд.рублей.

По результатам рассмотрения дела Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Спецтранс», ООО «Экоград» и ООО «Чистый город» по заключению и участию в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые привели (могли привести) к поддержанию цен на торгах, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Ответчикам выданы предписания о недопущении нарушения антимонопольного законодательства. Предписания исполнены в установленный срок.

Решение и предписания обжалованы в арбитражном суде.

Пензенским УФАС России направлено в УМВД по г. Пензе заявление о преступлении по признакам нарушения ст.178 УК РФ.

 

Пензенским УФАС России, по поступившей информации из Прокуратуры Пензенской области и Управления ФСБ России по Пензенской области рассмотрено дело по картельному сговору ООО «Камдорстрой», ООО «Дорожное строительство», ООО «Сфера» и Индивидуального предпринимателя Д. при проведении электронного аукциона на размещение государственного заказа по ремонту дороги г. Каменка с. Дмитриевка Мокшанского района Пензенской области.

По результатам рассмотрения дела Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Камдорстрой», Индивидуального предпринимателя Д., ООО «Дорожное строительство», ООО «Сфера» по заключению и участию в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые привели (могли привести) к поддержанию цен на торгах, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Ответчикам выданы предписания о недопущении нарушения антимонопольного законодательства. Предписания исполнены в установленный срок.

Пензенским УФАС России направлено в УМВД по г. Пензе заявление о преступлении по признакам нарушения ст.178 УК РФ.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2021 году территориальным управлением рассмотрено 2 дела по признакам недобросовестной конкуренции (на 50% меньше по отношению к 2020 году). По 1 делу установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, выдано 11 предупреждений в связи с наличием признаков нарушения запретов, установленных главой 2.1 Закона «О защите конкуренции».

5 предупреждений выданы по статье 14.2 в связи с введением в заблуждение, 3 предупреждения – в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.3 путем некорректного сравнения товара хозяйствующего субъекта с другим товаром, 3 предупреждения по признакам нарушения статьи 14.8 в связи с иными формами недобросовестной конкуренции.

Нарушения, квалифицированные Управлением как «иные формы недобросовестной конкуренции» были связаны с уклонением управляющей организации от передачи технической документации на многоквартирный дом; с необоснованным применением страховой компанией значения коэффициента КБМ при расчёте страховой премии при участии в запросе котировок; с реализацией табачной продукции в местах, не предусмотренных действующим законодательством.

Материалы дела переданы должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Контроль рекламной деятельности

 

В отчетном периоде Пензенским УФАС России рассмотрено 98 заявлений юридических и физических лиц о нарушении Федерального закона «О рекламе». По 25 заявлениям возбуждено 25 дел. По собственной инициативе управления возбуждено 2 дела по признакам нарушения закона, выдано 23 предписания, все предписания исполнены в срок. 3 дела было прекращено в связи с отсутствием факта нарушения.

За нарушения рекламного законодательства управлением было возбуждено 43 административных дела (ст.14.3 КоАП РФ), вынесено 6 постановлений о наложении штрафа на должностных и юридических лиц на общую сумму 312 тыс. руб., из них 212 тыс. руб. оплачено (одно постановление в стадии исполнения). Выдано 37 предупреждений.

 

Что касается практики Пензенского УФАС России по нарушениям антимонопольного законодательства со стороны органов власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих соответствующие функции организаций, количество выявленных нарушений остается достаточно высоким.

  • качестве примера приведена таблица ниже.

Показатель

2020 г.

10.2021

Кол-во

Кол-во

Всего дел: в т.ч. по статьям

3

8

Ст.15

0

1

Ст. 16

2

3

Ст.17

1

3

Ст.17.1

0

1

предупреждение по ст. 15

 

26

 

15

 

Примеры дел, возбужденных по статье 17 Закона «О защите конкуренции» (в 2021 году возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства, что на 70 % больше аналогичного показателя 2020 года (1)).

  • проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Одним из рассмотренных дел было дело в ходе рассмотрения которого установлено, что при проведении в 2020 году аукциона в электронной форме на оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам между поселениями в границах района несколько маршрутов регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам были объединены в 1 лот.

Необоснованное укрупнение лота путем включения в его состав трех маршрутов привело (могло привести) к сокращению круга потенциальных участников торгов, заинтересованных в оказании услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам между поселениями в границах района Пензенской области, но не имеющих возможность либо не желающих осуществлять перевозку пассажиров одновременно на трех маршрутах.

 

Основные (типичные) нарушения, выявляемые при осуществлении контрольных функций по закупкам в рамках реализации национальных проектов, является утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе:

  • нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе в части установления размера штрафных санкций,
  • нарушения статьи 110.2 Закона о контрактной системе в части отсутствия графика выполнения работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства,
  • нарушения статьи 31, 64 Закона о контрактной системе в части не установления или некорректного установления дополнительных требований к участникам закупки согласно Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Также выявляются нарушения в части некорректного размещения информации, предусмотренной Законом о контрактной системе в единой информационной системе (ЕИС).

Приложенные файлы
Доклад_1-1637838112.docx (30,5 КБ)
Наверх