Доклад - Правоприменительная практика Пензенского УФАС России в сфере законодательства о контрактной системе
25 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

С 01.01.2022 вступают в силу основные изменения в Законе о контрактной системе, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

Все участники контрактной системы долгое время ожидали изменений, которые законодатель анонсировал как «оптимизацию» процесса осуществления закупок.

Нет смысла сейчас говорить обо всех изменениях, которые нас ждут с 2022 года, пожалуй, по двум причинам:

  • во-первых, об изменениях говорится почти повсеместно на различных площадках уже на протяжении большого количества времени;
  • во-вторых, учитывая, что давать разъяснения положений законодательства территориальные органы ФАС России не вправе, то комментировать грядущие изменения с точки зрения конкретных действий заказчиков в тех или иных ситуациях, будет неправильно и некорректно.

Основные изменения, которые нас ожидают:

  1. Сокращен перечень конкурентных способов проведения закупок

Запрос предложений исключается. Конкурентные способы закупки:

  • конкурс - электронный, закрытый, закрытый электронный;
  • аукцион - электронный, закрытый, закрытый электронный;
  • электронный запрос котировок.

При этом, увеличен годовой объем закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме.

Не должно превышаться одно из значений (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе):

  • 20% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • 100 млн руб., если совокупный годовой объем закупок заказчика в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.

Максимальный размер НМЦК для электронного запроса котировок остался прежним (3 000 000,00 рублей).

Плюс установлен закрытый перечень случаев, когда запрос котировок можно провести независимо от размера НМЦК и годового объема закупок (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе):

а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации, предусматривающее в том числе отмену протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), либо если арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением ранее заключенного контракта, либо если ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут в соответствии с настоящим Федеральным законом. Срок исполнения контракта не может выходить за пределы срока, необходимого для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) таких товаров, а количество закупаемых товаров не может превышать количество товаров, необходимых в течение такого срока;

б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;

 

в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;

г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;

д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;

е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

2. Документация о закупке будет необходима только при закрытых закупках.

При проведении открытых электронных процедур вся информация о закупке указывается в извещении.

При этом, изменить сведения в извещении о закупке можно за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. Также отменить электронную закупку можно будет не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания приема заявок.

 

3. Относительно установления единых требований к участникам закупок.

Единые требования устанавливаются при проведении конкурентных закупок, а также при закупках у единственного поставщика в случаях, указанных в пунктах 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

 

4. Появляется универсальная предквалификация для участников закупок

При проведении закупок с НМЦК 20 млн руб. и более к участнику закупки устанавливается дополнительное требование (должен иметь исполненный в течение трех лет до даты подачи заявки контракт, заключенный по Закону о контрактной системе, или договор, заключенный по Закону № 223-ФЗ. При этом им должны быть исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленные в ходе исполнения такого контракта (договора). Стоимость исполненных обязательств не должна быть менее 20% НМЦК.

При этом такое требование не применяется, в случае установления дополнительных требований в рамках части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

 

 

 

5. Изменен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта формируется и размещается в ЕИС.

Заказчику достаточно будет разместить решение в ЕИС, оно автоматически направится исполнителю в течение часа. Сообщать ему об этом дополнительно в обязанности заказчика не входит. Поступление решения исполнителю будет надлежащим уведомлением. Однако данные условия начнут действовать после 1 июля 2022 года.

 

Далее по традиции несколько слов о статистике осуществления Пензенским УФАС России контрольных функций в рамках Закона о контрактной системе.

 

Статистика рассмотрения жалоб по Закону о контрактной системе

 

по состоянию на 01.10.2020

по состоянию на 01.10.2021

ВСЕГО ПОСТУПИЛО

282

313 (на 31 больше)

федеральный уровень

52

43

уровень субъекта

68

120

муниципальный уровень

162

150

ВОЗВРАЩЕНО

38

40

ОТОЗВАНО

16

12

ПРИЗНАНО НЕОБОСНОВАННЫМИ

177

191

федеральный уровень

45

16

уровень субъекта

75

79

муниципальный уровень

57

96

ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМИ

51

70

федеральный уровень

11

13

уровень субъекта

10

25

муниципальный уровень

30

32

ОБОСНОВАННЫХ ЖАЛОБ

18%

27%

       

 

Статистика проведения проверок по Закону о контрактной системе

 

 

по состоянию на 01.10.2020

по состоянию на 01.10.2021

ПРОВЕДЕНО ПРОВЕРОК

62

86

     

ПРОВЕРЕНО ЗАКУПОК

72

183

     

КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК С НАРУШЕНИЯМИ

10 (16%)

33  (38%)

 

Статистика рассмотрения обращений о включении сведений в РНП
по Закону о контрактной системе

 

 

по состоянию на 01.10.2020

по состоянию на 01.10.2021

 

УКЛОНЕНИЕ

ОТКАЗ

УКЛОНЕНИЕ

ОТКАЗ

РАССМОТРЕНО

57

26

42

48

 

 

 

   

ВКЛЮЧЕНО

4 (7%)

18 (69%)

7 (17%)

35  (73%)

         

ОТКАЗАНО ВО ВКЛЮЧЕНИИ

53

8

35

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основным нарушением, выявляемым при осуществлении контрольных функций по закупкам, является утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе:

  • нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе:

в части установления положений по мерам ответственности (части 5, 8),

в части условия о сроках возвращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (часть 27),

в части условия об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта (часть 30),

  • нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе:

связаны с некорректным описанием объекта закупки, в том числе при осуществлении закупок лекарственных средств, а также установление требований к объекту, закупки, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки (например, требованиям заказчика подходит товар единственного производителя),

  • нарушения статьи 31, 64 Закона о контрактной системе в части не установления дополнительных требований к участникам закупки или их установление, но без учета всех требований постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99,
  • нарушение части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе в части установления требования о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в составе второй части заявки,
  • нарушения статьи 110.2 Закона о контрактной системе в части отсутствия графика выполнения работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства,
  • нарушения статьи 14 Закона о контрактной системе в части неприменения запретов и ограничений в рамках нормативных актов в соответствии с национальным режимом, в том числе в части отсутствия обоснования невозможности соблюдения таких ограничений,
  • нарушения статьи 96 Закона о контрактной системе в части некорректного описания требований к обеспечению исполнения контракта, в том числе относительно срока действия банковской гарантии.

Также в рамках рассмотрения жалоб есть случаи выявления фактов необоснованного отказа или допуска заявок участников закупок, ответственность за что предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Кроме того, хочу обратить внимание всех заказчиков на четкое соблюдение требований относительно:

  • сроков и порядка размещения информации в реестре контрактов (в том числе учитывая очень серьезную сумму штрафа за подобные нарушения),
  • порядка размещения информации в ЕИС, в том числе относительно размещения разъяснений положений документации,
  • сроков и порядка оплаты обязательств по заключенным контрактам.

Данные нарушения особенно выделяю, т.к. в рамках внеплановых проверок в 2021 году подобные факты выявлялись очень часто.

Приложенные файлы
Доклад_2-1637846438.docx (40,2 КБ)
Наверх