Доклад - Обзор типовых нарушений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основе анализа правоприменительной практики Пензенского УФАС России
25 ноября 2021, 13:36
Тип документа:
Доклады

Как следует из статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган в соответствии с предоставленными полномочиями рассматривает жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

 

 

2019

2020

по состоянию на 01.10.2021

ВОЗВРАЩЕНО

20

75

59

ОТОЗВАНО

10

12

8

ПРИЗНАНО НЕОБОСНОВАННЫМИ

30

53

46

ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМИ

30

29

12

ВЫДАНО ПРЕДПИСАНИЙ,

из них:

20

15

7

исполнено

19

13

7

ПРОЦЕНТ

ОБОСНОВАННЫХ ЖАЛОБ

50%

35%

21%

 

  1. Антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, участвующих или имеющих потенциальную возможность принять участие непосредственно в самой процедуре проведения торгов.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, участвующих или имеющих потенциальную возможность принять участие непосредственно в самой процедуре проведения торгов.

При рассмотрении жалобы Комиссией Управления установлено, что предметом торгов является заложенное имущество: квартира, принадлежащая на праве общей собственности подателю жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона (ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 5 ст. 449.1 ГК РФ в публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

Таким образом, права и законные интересы заявителя не могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов в контексте предмета обжалования в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как заявитель в данном случае не может принимать участие в торгах.

При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Арбитражным судом Пензенской области данное решение Пензенского УФАС России признано законным и обоснованным (дело № А49-4329/2021).

  1. Извещение о проведении аукциона должно содержать информацию об объекте капитального строительства, который расположен на земельном участке, являющийся предметом аукциона.

В извещении о проведении аукциона отсутствует информация об объекте капитального строительства, который расположен на земельном участке, являющийся предметом аукциона.

В качестве подтверждения довода о том, что на рассматриваемом земельном участке находятся объекты капитального строительства, заявителем представлено заключение кадастрового инженера.

Согласно указанному заключению в ходе проведения геодезических работ на земельном участке установлено, что в пределах данного земельного участка расположены объекты капительного строительства, а именно:

- нежилой комплекс переменной этажности;

- разрушенное кирпичное сооружение.

В соответствии части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН).

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости на земельном участке информация о наличии на указанном земельном участке объекта недвижимости отсутствует.

На основании вышеизложенного, к данным объектам, которые расположены на земельном участке применяется п. 1 ст. 222 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, следующие сведения:

- об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

- об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

- об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет.

Согласно п. 7.1. ст. 39.8 ЗК РФ в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, - обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.

При рассмотрении жалобы установлено, что решение о сносе самовольной постройки на земельном участке либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями органом местного самоуправления не принималось.

Из п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ.

При рассмотрении жалобы установлено, что в извещении о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка информация об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке, либо о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, предусмотренная п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, отсутствовала.

Таким образом, при проведении рассматриваемого аукциона организатором торгов нарушены требования пунктов 8 и 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Арбитражным судом Поволжского округа данное решение Пензенского УФАС России признано законным и обоснованным (дело № А49-11446/2019).

 

  1. Отсылка в аукционной документации на публичную кадастровую карту вместо указания информации о расположенных в границах охотничьего угодья земельных участков, об их обременениях не свидетельствует об исполнении организатором торгов требований, предусмотренных пунктом 2 части 6 и части 7 статьи 28 Закона об охоте.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об охоте организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая должна содержать, в том числе сведения, предусмотренные п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об охоте.

Аукционная документация включает в себя следующую информацию о расположенных в границах охотничьего угодья земельных участках: на территории охотничьего угодья расположены земли сельхозхозяйственного назначения, также имеются земли лесного фонда. Более подробные сведения о земельных участках содержатся в Публичной кадастровой карте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в открытом доступе на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://pkk5.rosreestr.ru/. Кроме того, с информацией о земельных участках, в том числе их обременениях, расположенных в границах охотничьего угодья, можно ознакомиться воспользовавшись сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», размещенным в открытом доступе на официальном сайте Росреестра в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» https://rosreestr.ru/wps/portal/onlinerequest. Вышеуказанные интернет -ресурсы взаимосвязаны между собой и обеспечивают возможность заинтересованным лицам просматривать в режиме онлайн актуализированную информацию об объектах недвижимого имущества, в том числе земельных участках, с возможностью перехода по имеющимся ссылкам с одного ресурса -Публичной кадастровой карты, на другой ресурс «Справочную информацию по объектам недвижимости в режиме online», и наоборот.

Из анализа положений п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Закона об охоте следует, что сведения о расположенных в границах охотничьего угодья земельных участках, об обременениях указанных земельных участков должны содержаться как в извещении о проведении аукциона, так и в документации об аукционе.

При этом указанные сведения организатор торгов обязан включить в извещение о проведении аукциона и документацию об аукционе независимо от представления или непредставления земельных участков в аренду.

В данном случае извещение о проведении аукциона и аукционная документация не содержит обязательных сведений относительно земельных участков, находящихся в границах охотничьего угодья, а также их обременениях, что не позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии таких обременений.

Учитывая публичный характер процедуры проведения торгов, индивидуализация объекта охотохозяйственного соглашения должна быть осуществлена таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо имело представление о том, какое именно имущество выставляется на торги.

Ссылка в аукционной документации на публичную кадастровую карту вместо указания информации о расположенных в границах охотничьего угодья земельных участков, об их обременениях не свидетельствует об исполнении организатором торгов требований, предусмотренных п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Закона об охоте.

Арбитражным судом Поволжского округа (дела № А49-2128/2020, А49-4537/2020, А49-4626/2020) и Верховным судом Российской Федерации (дело № А49-4257/2020) данные решения Пензенского УФАС России признаны законными и обоснованными.

 

  1. Установление заказчиком технических характеристик товара, соответствующих только одному производителю, нарушает требования Закона о закупках и приводит к ограничению количества участников.

Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Техническим заданием заказчиком установлены требования к рентгеновской пленке, согласно которым характеристики пленки должны соответствовать конкретным значениям (показателям).

При этом, заказчиком в закупочной документации не обоснована потребность в установлении вышеуказанных значений характеристик рентгеновской пленки.

В ходе рассмотрения жалобы заказчиком не представлены доказательства того, что требованиям Технического задания соответствует рентгеновская пленка иного производителя, кроме как AGFA Structurix D7.

Указание требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки.

Учитывая тот факт, что в материалах дела отсутствует подтверждение наличия на соответствующей товарном рынке рентгеновской пленки иных производителей, полностью соответствующей требованиям Технического задания, вышеуказанные требования Технического задания неправомерно ограничивают количество участников закупки, что не соответствует положениям п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, анализ сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу показал, что позиция судов по оценке действий заказчика является неоднозначной:

- указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, соответствующих только одному производителю товаров, не является нарушением законодательства в сфере закупок, а является правом заказчика при наличии у него соответствующей потребности (дело N А65-1276/2021; N А40-251242/2020; N А40-119724/2019; N А66-3376/2020; N А40-226530/2020).

- указание требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, приводит к сокращению количества участников закупки и является нарушением законодательства в сфере закупок («Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018; дело N А33-39803/2019).

В данной ситуации, Пензенское УФАС России считает, что формирование технического задания с указанием конкретных характеристик товара, в отсутствие обоснования потребности заказчика и специфики использования предмета закупки в деятельности заказчика, не соответствует принципам Закона о закупках.

 

  1. При проведении торгов по продаже имущества банкрота в электронной форме требование о представлении выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документов, удостоверяющих личность (для физического лица), является избыточным.

Пунктом 4.1. Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (далее – Порядок проведения торгов), предусмотрено, что для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Согласно ч. 11 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и п. 4.2. Порядка заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, оформляется в форме электронного документа и должна быть подписана электронной подписью заявителя.

П. 4.3 Порядка установлено, что заявка на участие в торгах должна содержать:

- обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов (в случае наличия таких требований);

- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя. Отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика;

- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, залоговому кредитору, финансовому управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя финансового управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является финансовый управляющий.

Аналогичные сведения, которые должна содержать заявка на участие в торгах, а также перечень документов, копии которых должны прилагаться к заявке на участие в торгах, установлены ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве.

Согласно абз. 8–10 ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Кроме того, ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, в случае проведения торгов в электронной форме выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица) не должны прилагаться к заявке.

Исходя из изложенного, установленное организатором торгов требование о предоставлении в составе заявки на участие в торгах вышеперечисленных нарушает положения ч. 11 ст. 110 и ч. 4 ст. 213.26 Закона о банкротстве.

 

  1. При отсутствии в законодательстве об исполнительном производстве императивной нормы, регламентирующей порядок составления и размещения протоколов при проведении торгов, организатор торгов обязан соблюдать порядок проведения каждого этапа торгов, установленный извещением о проведении торгов и регламентом электронной площадки.

Организатор торгов на Официальном сайте www.torgi.gov.ru разместил извещение о проведение открытого аукциона по продаже имущества должника (далее – Извещение), а также соответствующую документацию.

Согласно размещенной на электронной торговой площадке информации дата рассмотрения заявок на участие в торгах: 16.11.2020 15:00:00.

В представленном организатором торгов протоколе окончания приема и регистрации заявок, который содержит сведения о зарегистрированных заявках и решение об отклонении, в том числе, заявки <...>, указана дата 17.11.2020. Иной даты, указывающей на период рассмотрения заявок, Протокол не содержит.

Пунктом 3.1. Регламента предусмотрено, что данный регламент является договором присоединения в соответствии со ст. 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организатора торгов, участников ЭТП, посетителей, иных лиц, присоединившихся к Регламенту).

Согласно п. 3.4. Регламента присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления.

В соответствии с пунктами 9.8, 9.10 и 9.12 Регламента Оператор передает Организатору поданные заявки на участие в торгах после окончания срока подачи заявок, установленного извещением о проведении торгов.

Претендент средствами ЭТП в день рассмотрения заявок получает уведомление о результатах рассмотрения заявки на участие в торгах Организатором.

После рассмотрения всех заявок на участие, Организатор в день подведения итогов рассмотрения заявок, указанный в извещении о проведении торгов, формирует Протокол о подведении итогов приема и регистрации заявок.

Информации об изменении срока рассмотрения заявок, а равно иного порядка формирования протокола, Извещение не содержит.

Исходя из изложенного, установленной организатором торгов датой рассмотрения заявок на участие в Аукционе, а также датой формирования Протокола является 16.11.2020.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов по реализации имущества должника устанавливается в том числе указанным законом.

Из системного толкования положений глав 5 и 9 Закона об исполнительном производстве следует, что реализация имущества должника на торгах является одной из стадий исполнительного производства.

Публичный порядок проведения торгов по реализации имущества, определенный законодательством об исполнительном производстве, ГК РФ, иными актами, включает в себя регламентацию этапов проведения торгов, в рамках которых определены сроки совершения отдельных действий, направленных на достижение цели торгов - продажи имущества на конкурентной основе.

Доведение до сведения участников торгов (лиц, подавших заявки на участие в торгах) информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названных торгах, путем составления и направления в адрес таких лиц соответствующих протоколов в предусмотренный соответствующим порядком срок, является необходимым, поскольку данные результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких лиц (участников).

Протокол является юридическим документом, фиксирующим ход проведения торгов, а также результаты их проведения, содержит установленные и действительные юридические факты, позволяющие как контролирующим органам, так и участникам торгов определять статус торгов и причины отклонения заявок участников.

Рассмотрение заявок на участие в торгах и оформление соответствующего протокола в иной срок, приводит к противоречию законодательно закрепленных принципов равенства участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве императивной обязанности по составлению и размещению в сети "Интернет" протоколов при проведении торгов в определенный срок, в частности протоколов по рассмотрению заявок на участие в торгах, не может служить безусловным основанием для изменения данного срока по собственной инициативе Организатора торгов, поскольку проведение Аукциона на соответствующей электронной торговой площадке порождает обязанности по исполнению его условий, в том числе, соблюдению установленного Регламентом порядка проведения каждого этапа торгов. Несоблюдение установленных сроков рассмотрения заявок позволяет организатору торгов в последующем манипулировать результатами рассмотрения соответствующих заявок, что не отвечает положениям п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 10 ГК РФ в соответствии с которыми любое право оканчивается там, где начинается злоупотребление им и, тем самым, нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Таким образом, Организатором торгов нарушен публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

Арбитражным судом Поволжского округа (дело № А49-161/2020) данное решение Пензенского УФАС России признано законным и обоснованным.

 

 

Приложенные файлы
Доклад_3-1637838054.docx (34,3 КБ)
Наверх