Доклад - Антимонопольный контроль за ценообразованием на потребительском рынке
25 ноября 2021, 13:54
Тип документа:
Доклады

За истекший период 2021 года отделом рассмотрено 430 заявлений, и в первую очередь хотелось бы отметить резкое сокращение числа жалоб на цены на продукты питания в Пензенской области, что связано с нормализацией рыночной ситуации – рынок больше не испытывает на себе ни шоки спроса в виде ажиотажных покупок товаров длительного хранения, ни шоки предложения – товаропотоки подстроились под новые санитарно-эпидемиологические ограничения, а овощи и фрукты свежего урожая будут пополнять полки магазинов ещё не один месяц.

 Тем не менее, в связи с большим числом поступающих звонков хотелось бы вновь акцентировать внимание на следующем.

Полномочия антимонопольных органов определены статьей 23 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 г. № 649/15, и распространяются на правоотношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В рамках антимонопольного регулирования Пензенское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

По общему правилу цены на продукты питания государством не регулируются, за исключением отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости – это 24 позиции - хлеб ржаной и пшеничный, молоко, мясо на кости, тушка куры, рыба мороженая, яйцо, масло (сливочное и подсолнечное), крупы (рис, гречневая крупа, пшено), вермишель, сахар-песок, овощи (картофель, морковь, капуста белокочанная, лук-репка), яблоки, а также чай черный и соль.

Особый порядок регулирования цен на эти товары установлен Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ № 530 и эти нормативные документы предоставляют Правительству Российской Федерации ПРАВО устанавливать предельно допустимые розничные цены на основании оценки, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако в настоящее время основания для введения предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в Пензенской области отсутствуют.

В нашем регионе статистическое наблюдение за средними розничными ценами на продукты питания проводит Пензастат, который еженедельно направляет собранные сведения Губернатору, Председателю Правительства, Главному федеральному инспектору и в Роспотребнадзор.

Таким образом, в компетенцию антимонопольной службы не входят полномочия как по установлению предельных цен на продукты питания, так и  полномочия по направлению соответствующих предложений в адрес Правительства, однако антимонопольный орган в отношении производителя или продавца продуктов питания может возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства за установление или поддержание монопольно высокой цены товара.

Монопольно высокой может быть признана только цена продавца, занимающего на товарном рынке доминирующее положение.  По общему правилу, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

25 июня 2021 года Комиссией Пензенского УФАС действия ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО Транспортная компания «Дилижанс» признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями действующего законодательства запрещаются действия занимающего доминирующее положение по установлению монопольно высокой цены товара, то есть цены, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Установлено, что 29.10.2020 г. в Управление транспорта и связи г.Пензы от ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» поступили извещения об изменении с 14 ноября 2020 года тарифа на осуществляемые ими регулярные перевозки по муниципальным маршрутам. Стоимость проезда в автобусе большой вместимости составила 27 рублей (ранее 23 рубля).

В ходе рассмотрения дела Комиссия Пензенского УФАС пришла к выводу об установлении тарифа Перевозчиками в размере 27 рублей за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках.

Также установлено, что затраты, заложенные Перевозками в Расчёт тарифа, не подтверждены, доказательства фактических затратах, которые были понесены ими до повышения тарифа, отсутствуют.

ООО «Корпорация Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс» и ООО «Меркурий», злоупотребляя своим доминирующим положением, установили монопольно высокую цену на услугу по перевозке пассажиров и багажа автобусами большой вместимости общего пользования в городском сообщении на территории г.Пензы, чем ущемляют интересы неопределённого круга потребителей.

Решением Комиссии Пензенского УФАС действия ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения дела ООО Транспортная компания «Дилижанс» и ООО «Меркурий» выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

21 июля 2021 года Комиссией Пензенского УФАС действия ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями действующего законодательства запрещаются действия занимающего доминирующее положение по установлению монопольно высокой цены товара, то есть цены, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Установлено, что 29.10.2020 г. в Управление транспорта и связи г.Пензы от ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» поступили извещения об изменении с 14 ноября 2020 года тарифа на осуществляемые ими регулярные перевозки по муниципальным маршрутам. Стоимость проезда в автобусе малой вместимости составила 32 рубля (ранее 27 рублей).

В ходе рассмотрения дела Комиссия Пензенского УФАС пришла к выводу об установлении тарифа Перевозчиками в размере 32 рублей за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках.

Также установлено, что затраты, заложенные Перевозками в Расчёт тарифа, не подтверждены, доказательства фактических затратах, которые были понесены ими до повышения тарифа, отсутствуют.

ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6», злоупотребляя своим доминирующим положением, установили монопольно высокую цену на услугу по перевозке пассажиров и багажа автобусами малой вместимости общего пользования в городском сообщении на территории г.Пензы, чем ущемляют интересы неопределённого круга потребителей.

Решением Комиссии Пензенского УФАС действия ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения дела ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Данные решения обжалуются в арбитражном суде Пензенской области.

 

Розничный рынок продовольственных товаров на территории Пензенской области является высококонкурентным, барьеры входа на указанный рынок не являются труднопреодолимыми, поэтому состав как фактических, так и потенциальных продавцов очень широк и ни один из продавцов не обладает достаточной рыночной силой или влиянием для того, чтобы оказать решающее воздействие на уровень цен.

Кроме того, само по себе увеличение цены на продовольственные товары не может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства без установления причин и условий формирования такой цены – по каждому конкретному заявлению антимонопольным органом анализируются:

  • изменение уровня расходов на продажу товара, в том числе транспортных затрат;
  • изменение заложенной нормы рентабельности;
  • сравниваются цены на сопоставимых товарных рынках – то есть на аналогичных рынках в других территориях с более развитым уровнем конкуренции;
  • изучается изменение общих условий обращения товара на рынке.

В настоящий момент значительных колебаний в стоимости социально значимых продуктов питания не зафиксировано. В случае выявления признаков недобросовестного поведения со стороны хозсубъектов антимонопольный орган примет предусмотренные законодательством меры реагирования.

Если будет установлено отсутствие экономических причин для повышение цен, а действия компаний обусловлены антиконкурентным соглашением, компании ждет наказание в виде «оборотных» штрафов, а менеджменту может грозит уголовная ответственность.

 

Лекарственные препараты

Здесь необходимо отметить, что, как и в случае с продуктами питания, государственному регулированию подлежат цены только на некоторые лекарственные препараты – их называют жизненно необходимыми и важнейшими и список этих лекарств, так называемый, Перечень ЖНВЛП, ежегодно пересматривается и утверждается Правительством  в декабре.

Однако, в отличие от социально значимых продуктов питания, цены на важнейшие лекарственные препараты, постоянно ограничены как на уровне оптовой, так и на уровне розничной надбавок.

Государственный контроль за применением цен на важнейшие лекарственные препараты закреплен за Министерством здравоохранения Пензенской области, которое в случае выявления превышения предельных надбавок направляет соответствующую информацию в и Управление по регулированию тарифов для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Поэтому Пензенское УФАС России при получении жалобы на рост цен на важнейшее лекарственное средство, направляет заявление по подведомственности, а в случае с лекарством, которое не входит в Перечень ЖНВЛП, анализирует состояние конкуренции на аптечном рынке в границах конкретного муниципального образования, как и в случае с социально значимыми продуктами питания, в целях подтверждения  признаков установления и поддержания монопольно высокой цены товара.

В 2021 году признаки монопольно высокой цены на лекарственные препараты установлены не были по причине отсутствия на товарном рынке доминирующего хозяйствующего субъекта – в городе Пензе, например, осуществляет действие более 300 аптек, принадлежащие более чем сотне хозяйствующих субъектов, поэтому ни один из них не занимает существенную рыночную долю.

Мониторинг цен и ассортимента лекарственных препаратов, которые входят в перечень ЖНВЛП, в медицинских и аптечных организациях входит в функции Росздравнадзора.

Цены на лекарственные препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП, не подлежат госрегулированию. В то же время, согласно постановлению Правительства РФ от 29.08.2020 № 1310, в условиях чрезвычайной ситуации или в случае резкого подорожания таких препаратов (на 30% и более) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направить в Росздравнадзор свои заявления с указанием новой предельной отпускной цены производителя, которую они хотят установить на лекарственный препарат, а также размеры оптовых и розничных надбавок.

Пензенское УФАС по результатам рассмотрения информации прокуратуры Пензенской области по вопросу обоснованности установления ОАО «Фармация» (далее – Общество) цен на кислород газообразный медицинский на территории Пензенской области выдало ОАО «Фармация» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения информации Пензенским УФАС установлено, что цена реализации Обществом одного сорокалитрового баллона кислорода медицинского газообразного в медицинские учреждения при одинаковых условиях договоров и контактов различна.

В результате необоснованного установления различных цен на один и тот же товар, медицинские учреждения оказались в неравных условиях, что влечёт или может повлечь ущемление интересов неопределённого круга потребителей.

В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов неопределённого круга потребителей, в том числе, по экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен на один и тот же товар.

Указанные действия ОАО «Фармация» содержат признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, Пензенское УФАС России предупредило ОАО «Фармация» о прекращении нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и принятии мер, направленных на устранение причин и условий данного нарушения.

 

Бензин

В соответствии с поручением ФАС России Пензенское УФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на все виды автомобильного бензина и дизельного топлива. Данные мониторинга направляются для анализа в ФАС России.

Информация о розничных ценах на АЗС формируется на основании сведений, предоставляемых как хозяйствующими субъектами, входящими в группу ВИНК (ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть»), так и независимыми хозяйствующими субъектами.

В период с января 2021г. по сентябрь 2021г. изменение розничных цен у крупных хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Пензенской области, зафиксировано в среднем в размере 5,02 % (Аи-92 подорожал на 4,98 %, Аи-95 на 5,05 %).

Повышение розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо, зафиксированное Пензенским УФАС России за истекший 2021 год, находится в пределах среднего уровня инфляции в соответствии с данными Центрального Банка РФ за указанный период (5,32%).

В целях установления в действиях розничных продавцов автомобильного бензина и дизельного топлива наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Пензенским УФАС России у данных хозяйствующих субъектов запрошена информация об экономическом обосновании роста розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Анализ представленной информации показал, что повышение цен у данных хозяйствующих субъектов вызван ростом закупочных цен. Причем рост закупочных цен значительно превышает рост розничных цен.

Пензенское УФАС России в рамках своих полномочий также будет продолжена работа по контролю за ситуацией на региональном рынке нефтепродуктов, и в случае выявления существенного повышения цен, а также поступления информации о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны нефтяных компаний, Управлением будут приниматься меры антимонопольного реагирования.

Пензенское УФАС России в рамках своих полномочий также будет продолжена работа по контролю за ситуацией на региональном рынке нефтепродуктов, и в случае выявления существенного повышения цен, а также поступления информации о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны нефтяных компаний, Управлением будут приниматься меры антимонопольного реагирования.

 

В завершение разговора о поступивших заявлениях, пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание граждан на требования к подаче обращений в антимонопольный орган, поскольку каждое 10-е заявление было оставлено отделом без рассмотрения по причине невозможности проведения контрольных мероприятий:

– заявители не указывают лицо, на которое они жалуются (нам требуется полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы, а для ИП – полное ФИО, и, по возможности, уникальные данные для идентификации – это ИНН или ОРГН или хотя бы адрес осуществления деятельности) – чаще всего такие недостатки имеют заявления с жалобами на цены на продукты питания или лекарства, то есть указывается, например, просто «Аптека от склада» или «Планета здоровья», а ведь под такими вывесками работает множество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, каждый из который реализует собственную ценовую политику;

- также к заявлению нередко забывают приложить подтверждающие документы (чеки, фотографии ценников, скриншоты с сайтов, договоры и так далее), а ведь именно такие документы однозначно свидетельствуют о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Также примерно каждое десятое заявление было перенаправлено отделом в другие органы власти для рассмотрения по подведомственности, поэтому просим граждан также вдумчиво выбирать адресата для направления жалобы, – например, если в своём заявлении вы ссылаетесь на нарушения закона о защите прав потребителей, то логично направить заявление в Роспотребнадзор по ензенской области. Безусловно, все поступающие в адрес Управления, жалобы и заявления подлежат всестороннему рассмотрению, но перенаправление заявлений занимает определённое, а в ряде случаев – драгоценное – время, например, в ситуации с навязыванием банком услуг страховой организации, от которых можно бесплатно отказаться в течение короткого периода времени.

 

Приложенные файлы
Доклад_4-1637838033.docx (30,1 КБ)
Наверх