Правоприменительная практика в сфере законодательства об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям
01 октября 2023, 14:30
Тип документа:
Доклады

Правоприменительная практика в сфере законодательства об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям

 

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (часть 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики).

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила             № 861).

В соответствии с пунктом 2 Правил №861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно Разъяснениям № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее – КоАП РФ), данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В случае получения антимонопольным органом сообщений, заявлений, обращений о нарушении Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения или самостоятельного выявления совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, антимонопольный орган обязан составить протокол или принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Так в Пензенское УФАС России за 2022 год обращений по вопросу нарушения Порядка подключения к электрическим сетям поступило 25, за истекший период 2023 г. -  68 обращений.

По результатам рассмотрения обращений в 2022 году дел об административных правонарушениях по вопросу нарушения Порядка подключения к электрическим сетям  возбуждено 17, за истекший период  2023 года - 20.

Анализ поступивших обращений свидетельствует о типичных и нетипичных нарушениях порядка подключения энергопринимающих устройств к электрической энергии со стороны сетевых организациях.

К типичным нарушениям порядка подключения к электрическим сетям можно отнести следующие нарушения:

  1. Нарушения сетевой организацией cроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил  (абзац 1 пункт 3 Правил № 861).

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил № 861).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил №861).

Пунктом 7 Правила №861 установлена следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в случаях предусмотренных Правилами №861

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя,

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.

Сроки осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению определены подпунктом б пунктом 16 Правил №861.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;

расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;

отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;

от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);

при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего подпункта:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии;

2 года - для заявителей, указанных в пункте 13(8) настоящих Правил;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2023 N 457)

1 месяц (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пунктах 13(2) и 13(4) настоящих Правил, энергопринимающие устройства которых ранее присоединены в данной точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). В случае заключения сетевой организацией договора со смежной сетевой организацией в соответствии с требованиями пункта 41 настоящих Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Невыполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок является нарушением порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.

Согласно статье 9.21 КоАП РФ

1. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В 2022г. за нарушение порядка подключения к электрическим сетям, выразившееся в невыполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок, постановлений о назначении административного наказания было вынесено 5, за истекший период 2023 года -  5.

Административные штрафы наложены в 2022 году на общую сумму 330 000 рублей, за истекший период 2023 года - 2 200 000 рублей.

  К нетипичные нарушениям порядка подключения к электрическим сетям можно отнести следующие:

  1. Нарушения сетевой организацией в определении точки подключения к электрическим сетям.

Согласно пункту 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы России от 16.12.2015 N BK/72527/15 и письмом от 02.12.2016 N ВК/83615/16 под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, класс напряжения энергопринимающих устройств которых составляет до 20 кВ включительно (например 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

Так в мае 2023 года в Пензенское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя в отношении сетевой организации по вопросу нарушения сетевой организацией определения в договоре об осуществлении технологического присоединения точки подключения, требующей проектирование и строительство новой ВЛ при наличии имеющейся опоры ВЛ, проходящей по земельному участку Заявителя.

В рамках проведения административного расследования установлено, что индивидуальный предприниматель обратился с заявкой в сетевую организацию для осуществления электроснабжения объекта туристической отрасли.  Сетевая организация, рассмотрев заявку ИП, направила договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на присоединение к электрическим сетям.

Согласно техническим условиям точка присоединения определена - вновь построенная отпаечная ВЛ, (КЛ) от ВЛ 10кВ №20 Липовка ПС 110кВ Сосновоборск, которая будет располагаться на расстоянии 282 м от земельного участка Заявителя.

Кроме того, технические условия включали в себя мероприятия Сетевой организации по проектированию и строительству отпаечной ВЛ(КЛ) от ВЛ 10кВ №20 Липовка ПС 110кВ Сосновоборск, а также проектирование и установку измерительного комплекса учета электроэнергии 10 кВ.

Вместе с тем, в обращении Заявитель указывал на наличие на территории принадлежащего ему земельного участка опоры ВЛ.

Антимонопольным органом было установлено, что опоры ВЛ, проходящие по земельному участку Заявителя, сетевая организация использует для оказания  услуг по передаче электроэнергии.

Доказательств того, что опора ВЛ, расположенная на территории участка Заявителя не соответствует классу напряжения, указанному в заявках Заявителя, сетевая организация не представила.

Довод сетевой организации о том, что подключение объекта Заявителя от опоры линий электропередач, проходящей по земельному участку, технически не представляется возможным в связи с конструктивной особенностью данной опоры и сложным рельефом местности, был отклонен в силу следующего.

Как разъяснено в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11 на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств отсутствия технической, либо технологической возможности технологического присоединения объекта Заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Волга», находящимся на ближайшем расстоянии от границ участка Заявителя сетевой организацией в материалы дела не представлено.

Постановлением о назначении административного наказания в действиях сетевой организации был признан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено административное наказание в размере 300 000 рублей.

Сетевая организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обжаловало его в Арбитражном суде Пензенской области.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.09.2023г. по делу А49-7493/2023 постановление о назначении административного наказания признано законным, в удовлетворении жалобы сетевой организации отказано.

  1. Нарушение сетевой организации, выразившееся в необоснованном приостановлении рассмотрения заявки.

Согласно абзацу 12 пункта 15 Правил №861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

Так в мае 2023 года в Пензенское УФАС России поступило обращение физического лица в отношении сетевой организации по вопросу необоснованного приостановления рассмотрения заявки на подключение объекта недвижимости (гидротехническое сооружение – пруд).

В рамках проведения административного расследования установлено, что Заявитель  обратился в сетевую организацию с заявкой на подключение объекта недвижимости (гидротехническое сооружение – пруд), предоставив необходимую информацию и документы, предусмотренные Правилами №861.

Сетевая организация, приостанавливая рассмотрение заявки, указывала на необходимость Заявителю привести заявку в соответствие в части характера нагрузки, т.к. указанная нагрузка «бытовая» не соответствует наименованию энергопринимающих устройств. По мнению сетевой организации,  характер нагрузки «бытовая» не отвечал назначению сооружения (гидротехническое сооружение – пруд).

Однако, в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что физическим лицом была подана заявка на подключение объекта, относящегося к личному подсобному хозяйству, без цели осуществления предпринимательской деятельности.

Доказательств обратного сетевая организация не представила.

Пунктом 11 Правил №861 предусмотрено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В рамках рассмотрения административного  дела сетевая организация  доказательств, свидетельствующих о несоблюдении Заявителем Правил №861, не представила.

Таким образом, основания для приостановления рассмотрения заявки Заявителя у сетевой организации  отсутствовали.

Постановлением о назначении административного наказания в действиях сетевой организации был признан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено административное наказание в размере 500 000 рублей.

Сетевая организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обжаловало его в Арбитражном суде Пензенской области.

В настоящее время жалоба сетевой организации об оспаривании постановления антимонопольного органа находится на рассмотрении.

 

Пензенским УФАС России будет продолжена работу по осуществлению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, а положительная практика по привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ сетевых организаций будет использована в работе, а также направлена для использования в работе другим территориальным органам.

Приложенные файлы
Доклад_о_техприсоединении-1698319928.docx (30,4 КБ)
Наверх